1916. Предыстория создания порта на Мурмане

1916. Предыстория создания порта на Мурмане

Во всем мире Мурманск известен как город рыбаков. Эту славу городу принес не только рыболовецкий флот. Немалую роль, очевидно, играет и база этого флота. А такой базой является Мурманский морской рыбный порт.

Сегодня каждый знает, что рыбный порт - это одно из крупнейших предприятий России, занимающее огромную территорию и имеющее многотысячный трудовой коллектив. Но таким порт был не всегда. У истоков его создания лежат рыбацкие становища, основанные первыми поселенцами на Мурманском берегу в XVI веке.

Первое время рыбу промышляли только летом, после схода льда в Горле Белого моря. Этот период продолжался два - два с половиной месяца. Позднее для продления срока промысла рыбаки уже ранней весной стали доставлять снаряжение на Западный Мурман сушей, не дожидаясь открытия навигации. Тогда же началось активное заселение Мурманского берега, что привело к бурному расцвету Колы как базы рыбного промысла.

Рыбный промысел был крайне отсталым и примитивным, труд во всех его звеньях и на рыбообработке требовал больших физических усилий, так как моторных судов почти не было, а береговые рыбообрабатывающие предприятия представляли собой в основном примитивные посольные лабазы, жиротопки, вешала для вяления рыбы и склады-выходы с ледяным охлаждением.

Насущная нужда дореволюционной рыбной промышленности в портах-убежищах и береговых базах, где рыбопромысловые суда могли бы укрываться от непогоды, сдавать свой улов, а также получать орудия лова, соль, пресную воду и продовольствие, не могла остаться незамеченной и настойчиво привлекала внимание передовой технической общественности. Борьба за удовлетворение портовых нужд рыбной промышленности нашла свое отражение в трудах крупнейших портовых деятелей того времени. И главная роль в этом принадлежала профессору Всеволоду Евгеньевичу Тимонову.

В.Е. Ляхницкий, действительный член Академии строительства и архитектуры, постоянный консультант в проектировании Мурманского порта. 1916 год.Еще в 1903 году на Международном рыбопромышленном конгрессе, проходившем в Петербурге, Тимонов поставил вопрос о нуждах рыбопромыслового портостроения в России в связи с развитием рыбной промышленности на Севере. По его же инициативе на конгрессе в 1908 году был вновь выдвинут данный вопрос. Конгрессом были приняты соответствующие постановления, основные положения которых сводились к тому, что для развития рыболовства устанавливалось важное значение создания сети портов-убежищ и других рыбопромысловых баз, а также выработан и регламентирован желательный состав их портовых устройств и оборудования.

На государственные средства были предприняты портовые изыскания и исследования в различных пунктах Белого и Балтийского морей, а также на Северном побережье. На Мурмане подобные изыскания и исследования были выполнены инженером В. Е. Ляхницким в 1914-1927 годах. Изыскания в Кольском заливе и на Мурманском побережье проводились в следующих пунктах и становищах: Мурманск, Порт-Владимир, Сайда-губа, Кильдин, Териберка. Предпочтение по результатам данных отдавалось Мурманску.

После установления Советской власти дело рыбопромыслового портостроения перешло в руки государства. Собранные В. Е. Ляхницким изыскательские данные послужили основой для составления в 1922 году первого эскизного проекта Мурманской рыбачьей гавани.

Предварительный проект, составленный инженером В. А. Малюковым в Отделе проектирования портов ВСНХ в Петрограде, кратко характеризовался следующими данными: «Для устройства рыбачьей гавани в Мурманске предусмотрено место на правом берегу Кольского залива, несколько южнее мыса Базисного».

Предполагалось, что в Мурманскую рыбачью гавань будут поступать, кроме рыбных грузов, продукты большого звериного промысла и что она будет впоследствии обслуживаться моторными ботами и паровыми траулерами. Однако в течение более или менее значительного времени в районе гавани будут действовать и парусные суда типа шняк, ёл и шхун.

Далее планировалось,что в Мурманск будет доставляться рыба далекого лова, а также рыба из портов-убежищ Мурманского побережья. Некоторую, менее значительную, часть импорта составит улов прибрежного рыболовства, доставляемый местными мелкими судами.

В полном развитии рыбачья гавань представлялась в виде бассейна , прикрытого одним длинным защитным молом и имеющего развитую при посредстве выступов причальную линию. Водная площадь гавани должна была составить около 15000 квадратных саженей. В ней могло бы укрыться до 250 судов одновременно.

В южной части гавани проектировалась набережная, рассчитанная на 11 судов. У ее торгового причала предполагались стоянки судов, принимающих снасти, снаряжение и соль.

Для нужд прибрежного рыболовства, обслуживаемого мелкими судами, отводилась северная часть гавани. В ее углу проектировались ремонтные устройства. У каждого глубоководного причала предусматривалось складское двухэтажное помещение, снабженное навесом и служащее для приема рыбы, ее хранения и подготовки продуктов.

Для облегчения выгрузки рыбы вдоль набережных предусматривалась возможность укладки кранового пути и установки грузовых кранов. Рельсовые железнодорожные пути должны были находиться за складами.

В 1922-1923 годах управлением Мурманской железной дороги был составлен проект холодильника в Мурманском порту, связанный с задачами рыбного дела.

Особенно бурное развитие рыбный промысел и система рыбообработки переживают уже в советское время, и если о лове имеется достаточно исследований Мурманских историков, то проблема создания рыбного порта долгое время оставалась в тени.

Если говорить о предыстории создания порта, то, видимо, начинать надо с первой мировой войны. Мы знаем, что причиной создания пристаней и города в Кольском заливе явилось то обстоятельство, что Россия в результате военных действий с Германией была отрезана от своих союзников по морю. Этот факт заставил русское правительство обратить внимание на Север, на незамерзающий Кольский залив. Было решено основать здесь порт для приема иностранных кораблей, подвести железнодорожную магистраль для быстрой переброски грузов в центральные районы страны. Тогда еще не придавалось большого значения развитию этого района, на меры эти смотрели как на вещь временную, обусловленную неудачами в войне.

Однако история распорядилась иначе. Мурманску суждено было стать крупной базой тралового флота, который в начале 20-х годов базировался на Архангельск и работал сезонно. Суда выходили на лов из Архангельска лишь после того, как Горло Белого моря очищалось ото льда. Поздней осенью все траулеры собирались на зимовку в устье Двины. Большая часть моряков разъезжалась: кто в деревню, кто искать другую работу. К весне команды возвращались на свои корабли. Нерациональность такой организации работы флота видели все и понимали: для того, чтобы вести лов в незамерзающем Баренцевом море в зимнее время нужна другая база, не в Архангельске, а на Мурманском побережье, омываемом теплыми водами Гольфстрима. Однако мнения о том, где создавать такую базу, расходились.

Северный государственный рыбный трест


Одни считали, что зимней базой тралфлота должна быть Иоканга: она близка к Архангельску, там есть готовая пристань и запасы пресной воды. Другие стояли за Териберку, доказывая, что она ближе всех к местам лова, имеет механическую мастерскую, удобную гавань и пресную воду. Третьи предлагали самое разумное и дальновидное решение - строить тралбазу в Мурманске.

Однако против постоянной тралбазы в Кольской губе горячо выступали некоторые архангельские рыбаки. Они заявляли, что нет резона распылять государственные средства, лучше вкладывать их в одно место, то есть в расширение базы в Архангельске, потому что Мурман не сможет дать людей для комплектования команд и вообще у мурманчан нет опыта. Борьба мнений, словесная перепалка продолжалась до тех пор, пока сами промысловики не доказали необходимость зимнего лова и базирования флота на Мурманск.

Необходимость создания порта на Мурманском побережье диктовалась также тем, что Ленинградский порт был замерзающим и не мог обеспечить круглогодичную работу по пропуску грузов. К тому же для России был потерян Ревельский порт - бывший дублер тогда еще Петрограда. Поэтому было решено создать взамен Ревельского дублирующий порт в Мурманске.

Весной 1924 года был создан Северный Государственный рыбный трест на базе Архангельского и Мурманского областных управлений рыбной промышленности.

Первый руководитель треста И. А. Мурашов был сторонником перевода главной базы тралфлота из Архангельска в Мурманск. Он тщательно готовил это перемещение, не раз был в Мурманске, сам обошел весь Варничный мыс, осмотрел места будущих причалов порта, помещений для посола рыбы и ее хранения.

Для зимнего лова 1923-1924 годов на Мурмане был оставлен один траулер «Щука». Базой для него служил Александровск, где имелись хорошая пристань, ремонтная мастерская, склады для соли, угля и рыбы. «Щука» под командованием капитана А. Я. Богданова промышляла удачно. В зиму 1924-1925 годов в Мурманске было оставлено уже 6, а на следующую зиму -12 траулеров.

Несмотря на то, что в Мурманске практически не было базы для обслуживания флота и суда подолгу задерживались под выгрузкой и снабжением, полную выгоду базирования на Мурманск признали все. Особенно довольны были промысловики: от Мурманска рукой подать до богатых районов промысла, море здесь никогда не замерзает, а главное - на Мурмане заработки всегда были выше.

М.И.Сухарев, Т.Н.Николаевич, В.В.Кусков
История Мурманского морского рыбного порта (1934-1995 год)

Возврат к списку