1939. Накануне войны

1939. Накануне войны

XVIII съезд ВКП(б) в марте 1939 года поставил перед трудящимися Кольского полуострова новые задачи.

Прежде всего надо было и впредь развивать рыбное хозяйство, увеличивать лов рыбы. Роль Мурманска как города, снабжавшего СССР рыбой, должна была значительно возрасти. Предполагаемый рост рыбной промышленности - 5,5-6 миллионов центнеров против 2,5 миллиона центнеров в 1937 году. Предстояла реконструкция рыбного порта, строительство посолзавода, тарного комбината, консервного завода.

Решение задач третьей пятилетки осуществлялось уже в созданной 28 мая 1938 года Мурманской области. Ведущей отраслью промышленности оставалась рыбная. Удельный вес ее в экономике области составил 33,4%.

Огромные задачи перед трудящимися рыбного порта были поставлены планом третьей пятилетки:
  1. Запроектировать и выполнить в ближайшие год-два механизацию угольной базы порта, окончательно ликвидировать ручную погрузку траулеров.
  2. Расширить и удлинить причальный фронт Тювагубской базы с введением механизации льдодобычи и льдопогрузки.
  3. Реконструировать в рыбном порту паропроводное и электрохозяйство, в результате чего окончательно ликвидировать непроизводительные потери электричества, воды и пара.
  4. Запроектировать и выстроить автогараж и авторемонтные мастерские порта.
  5. Удовлетворить жилищным строительством критическую нужду в жилище трудящихся порта.
  6. Выстроить новое здание управления порта.
  7. Выстроить клуб работников порта на 700-800 мест.

Транспортный флот стал лучше использовать грузоподъемность. Вместо 70 тонн брали по 86 тонн на самые хорошие суда в среднем за рейс. Количество рейсов увеличилось с 285 до 309. Сократились балластные пробеги.

Снизили продолжительность операций по буксировочному флоту. Коллектив порта в момент пик доводил простои до минимума. По погрузочно-разгрузочным работам план в первом полугодии 1939 года был выполнен КБО - на 93%; угольной базой - по выгрузке с пароходов на 68%, из вагонов - на 80,6%, по погрузке - на 106,4%. Перевозка: автотранспорт выполнил план на 30,9%, гужтранспорт - на 128%. Флот перевез 17900 тонн груза. Выработка электроэнергии в энергохозяйстве составила 3530 тысяч киловатт-часов, пара - 49300 тонн.

Увеличивалось число стахановцев. С 339 человек на 1 января 1939 года оно возросло до 923 в 1941 году. Лучшие стахановцы КБО -Балатников (157% выполненной нормы), Кузнецова (272%), Лугов (165,8%), Воробьева (284,5%); угольной базы - Масиевский (158,3%); Тимашев - (169,9%); автотранспортной конторы - Костылев (196%), Байбиков (206%).

Отлично трудился в автотранспортной комплексной бригаде порта Александр Гаврилович Савицкий. За высокое шоферское мастерство ему присвоили звание ударника пятилетки. А в 1938 году доверили руководить коллективом гаража, в котором к тому времени насчитывалось 100 автомобилей.

Самоотверженно работал портовик Василий Кузьмич Левчук. Он по праву считался лучшим специалистом по обслуживанию стеллингов. При работе смены техника Левчука промысловики не знали задержек в работе.

Полвека отдал избранному раз и навсегда делу инженер-электрик Сергей Иванович Дегтярев. С именем главного энергетика порта связаны реконструкция и строительство новых сетей и подстанций, борьба за экономию электроэнергии, воды, пара и топлива. С. И. Дегтярев за безупречную работу, активное участие в механизации производственных процессов, за добросовестный труд на протяжении многих лет, за восстановление разрушенного войной портового хозяйства и большую общественную деятельность награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями. В его трудовой книжке в графе о приеме на работу и увольнении - всего одна запись, она датирована 1934 годом. В годы войны Сергей Иванович являлся ярким примером стойкости и мужества для товарищей по работе.

В 1940 году приемно-транспортный и буксировочный флот рыбного порта продолжал расти. В его составе были суда «Портовик», «Тында», «Свет», «Ост», «Коминтерн», «Гудок», «Конструктор», «Ворон», «Экватор», «Владилена», «Норд», «Юпитер», «Буря», «Компас», «Навигатор», «Помор» и другие.

В 1941 году был разработан устав Мурманского морского рыбного порта. Он определил границы акватории рыбного порта: с севера - по параллели 68°58′25″, пересекающей остров Корга; с юга - по параллели 68°56′35″, соединяющей мыс Горелый и верхний знак Дровяного створа; с востока и запада - берега Кольского залива. Порт имел в своем составе приписные пункты: Порт Владимир, Териберка, Порчилиха, Харловка, Тюва-Губа. Устав определял также основные задачи порта и его хозяйств.

В первые годы третьей пятилетки рыбаки Мурмана добились значительных успехов. Годовой вылов рыбы поднялся до 2,4 миллиона центнеров. Значит, столько же проходило через КБО, транспортный флот, автогужтранспортную контору. С каждым годом росло и ширилось береговое хозяйство. В 1941 году Мурманский тралфлот должен был выловить 2020 тысяч центнеров рыбы. Промысел и последующая обработка шли успешно.

Таким образом, за годы предвоенных пятилеток в Заполярье была создана мощная береговая база тралового флота. Основой ее являлся Мурманский морской рыбный порт. Из маленькой тралбазы с одной причальной линией он превратился в одно из крупнейших специализированных предприятий по переработке грузов.

Поистине титанический труд вложили мурманчане в экономику своего города, в строительство на берегу Кольского залива сразу целого города, отмечал, побывав в Мурманске, Максим Горький. Составной частью этой всенародной стройки у 69-й параллели стала траловая база - будущий морской рыбный порт на незамерзающем заливе.

Через 8 лет после забивки первых свай, 3 июня 1934 года порт стал самостоятельным предприятием, отделившись от тралбазы. Всего три года потребовалось портовикам, чтобы их предприятию были присвоены, права морского рыбного порта первого разряда (7 июня 1937 года).

В канун Великой Отечественной войны на ведущее береговое предприятие и его причалы базировались более 70 траулеров, 3 рефрижератора, много мелких промысловых и вспомогательных судов. Годовой оборот достиг 600 тысяч тонн. Продолжала совершенствоваться технология погрузочно-разгрузочных работ.

Начавшаяся Великая Отечественная война помешала осуществлению дальнейших планов по расширению производственных мощностей берегового предприятия. Весь производственный процесс в порту пришлось перестраивать на военный лад.

М.И.Сухарев, Т.Н.Николаевич, В.В.Кусков История Мурманского морского рыбного порта (1934-1995 годы)


Возврат к списку