1945. Восстановление и развитие рыбного порта

1945. Восстановление и развитие рыбного порта

Огромный материальный ущерб был нанесен за годы войны народному хозяйству Советского Заполярья, особенно промышленности области. Значительно пострадал Мурманск. Целые кварталы города были сожжены, здания превращены в развалины. Было уничтожено 50% жилого фонда. Фашистская авиация разрушила судоремонтные заводы, предприятия рыбной промышленности; 11% кораблей тралового флота было потоплено и выведено из строя. Прямой ущерб, нанесенный Мурманску, составлял 500 миллионов рублей, а народному хозяйству области - 920 миллионов рублей. Переход к мирному строительству был связан с трудностями, вызванными не только разрушениями. За период войны население области сократилось в два раза, соответственные изменения произошли и в количестве рабочей силы.

Учитывая сложившуюся обстановку, правительство направило все усилия трудящихся на преодоление трудностей, на восстановление народного хозяйства и дальнейший его подъем. Новые задачи, вставшие перед страной, нашли отражение в «Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы», принятом Верховным Советом СССР 18 марта 1946 года. Основная хозяйственно-политическая задача четвертой пятилетки состояла в том, чтобы восстановить народное хозяйство страны, достичь довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень.

В постановлении СНК СССР от 1 ноября 1945 года «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов СССР» Мурманск назывался среди 15 городов, подлежащих восстановлению в первую очередь и за минимально короткое время. На восстановление нашего города в 1946 году правительство отпустило 100 миллионов рублей38. Трудящимся Мурманской области предстояло восстановить рыбную, судоремонтную, энергетическую, горно-металлургическую отрасли промышленности.

Страна переживала трудности в снабжении населения продуктами питания. Помочь решить продовольственную проблему могло бы увеличение добычи рыбы. Снова, как до войны, собрались в рыбном порту траулеры и мотоботы. Из армии и военного флота возвращались рыбаки. Вновь шумно стало на пирсах и причалах. Но везде ощущалось эхо войны, чувствовался ущерб, причиненный рыбному порту.

Отсутствовал водопровод на большинстве действующих причалов, линия электроснабжения представляла собой разрозненные куски, не обеспечивающие даже минимальные нужды порта. Разрушенные и поврежденные причалы со следами многочисленных, наспех заделанных воронок от бомб, склады, от большинства которых остались лишь стены из каменной кладки, - вот каким был порт в первые послевоенные годы.

Главной функцией предприятия попрежнему оставалось снабжение промыслового флота топливом, водой, солью и льдом, выгрузка рыбы и рыбопродуктов (медицинского и технического жира). То есть, в первую очередь, рыбный порт служил базой тралового флота. Кроме того, Мурманский рыбный порт обслуживал «Морзверрыбпром», рыбокомбинат, перевалочную базу Кольского Госрыбтреста, бондарный завод (перевозки досок, песо- и пиломатериалов), судоверфь. Нужно было также снабдить все береговые предприятия паром, электроэнергией, водой, своевременно перерабатывать все грузы, идущие в порт по железной дороге. В этот период рыбный порт обеспечивал сторожевую и пожарную охрану на огромной территории, которую занимали береговые предприятия.

Таким образом, в 1946 году Мурманский морской рыбный порт представлял собой сложный комплекс предприятий, включавший четыре погрузочных района с восемнадцатью причалами, энергохозяйство, спасательную службу, портовый флот, железнодорожное хозяйство, мастерские, автобазу, гужцех, ремстройгруппу, пожарную охрану, подсобное хозяйство (сенокос, пашня, теплицы, скот). Все это находилось в полуразрушенном состоянии. Поэтому в четвертой пятилетке перед портовиками стояла сложная задача - восстановление своего предприятия, и еще более сложная и важная - наращивание мощностей всех служб. По «Пятилетнему плану Мурманского морского рыбного порта на 1946-1950 годы» грузооборот порта должен был увеличиться по сравнению с 1945 годом в 7,9 раза и составить в 1950 году 1388 тысяч тонн. Увеличение объема погрузочно-разгрузочных работ предполагалось в 6,3 раза.

Четвертый пятилетний план развития рыбного порта делил все строительные мероприятия на две части: восстановление старого и строительство нового. Общий объем капиталовложений в строительство и восстановление на 1946-1950 годы составлял 10875200 рублей. Большая их часть направлялась на восстановление и строительство причальной линии. В 1946 году в порту было 18 причалов, к концу пятилетки предполагалось наличие 34 причалов с общей протяженностью причальной линии в 1970 метров.

Потребность в электроэнергии по Мурманскому морскому рыбному порту должна была вырасти с 4650 киловатт-часов до 11760 киловатт-часов. Для нормального снабжения электроэнергией береговых предприятий нужно было довести количество электростанций до семи и построить одну гидростанцию. На восстановление подстанций, водопровода, паропровода и причалов отпускалось 2263 тысячи рублей. Кроме того, планировалось построить авторемонтные мастерские для 200 автомобилей, материальный склад (2000 куб. м), 15 километров железнодорожных путей. Капиталовложения в эту часть строительства составили 27005 тысяч рублей.

План рыбного порта по флоту предусматривал подъем и восстановление мотобота «Могучий», буксирного парохода «Норд-Вест», подъем затонувших судов. Планировалось приобрести еще 4 портовых буксира, 3 морских спасательных буксира, 2 водолазных и разъездной катера.

Общий объем капиталовложений во флот рыбного порта составил 14450 тысяч рублей. 7245 тысяч рублей отводилось на восстановление механизации погрузочно-разгрузочных работ, на строительство второй очереди механизации угольной базы (мыс Зеленый) и строительство механизации льдобазы в поселке Тюва-Губа. На жилищное строительство в Мурманске, Тюва-Губе и на Кольской базе отпускалось 45093 тысячи рублей, планировалось также построить ясли на 250 мест, два детских сада на 250 мест каждый, столовую на 2500 рабочих, две бани на 5 тысяч человек - всего на сумму 2575 тысяч рублей.

В период с 1946 по 1950 годы предусматривалась организация нового - пятого - грузового района. С 1949 года его причалы на Петушинке должны были вступить в эксплуатацию и значительно ускорить разгрузку стройматериалов.

Узким местом рыбного порта являлась переработка угля. Приспособленных угольных площадок не было. Угольная база в начале Великой Отечественной войны была передана Северному флоту, и поэтому бункеровка судов производилась на одном причале рыбного порта, что являлось причиной простоев. Механизации на этом причале никакой не было, траулеры грузились углем поодиночке. Поэтому в плане ставился вопрос о возврате всей территории угольной базы рыбному порту, а также вопрос о ее механизации по проекту инженера Мелина. При строительстве предлагалось учесть снабжение углем судов и предприятий в количестве 800 тысяч тонн в год с единовременным хранением до 300 тысяч тонн на складах40. Строительство четырех специализированных причалов в Тюва-губе должно было обеспечить бесперебойное снабжение промыслового флота льдом и водой. Механизированной обработкой в 1950 году намечалось охватить 78,2% грузов против 42,8% в 1945 году.

Значительное расширение грузооборота порта, увеличение объема погрузочно-разгрузочных работ обусловили рост потребности в рабочей силе в четыре раза. В газете «Полярная правда» за 22 февраля 1946 года говорилось: «В четвертой пятилетке рыбному порту предстоит большая и ответственная работа... Мы сможем успешно решить стоящие перед нами задачи только при условии создания кадров постоянных производственников и главным образом людей ведущей специальности - грузчиков».

Приказом Главсеврыбпрома за N 1 от 5 января 1945 года потребность в рабочей силе для полного обеспечения работы порта исчислялась в 1900 человек. Фактически к этому времени порт имел 1000 человек грузчиков и вынужден был перебрасывать на погрузочно-разгрузочные работы рабочих всех цехов порта с ущербом для их основной деятельности. К началу 1946 года положение несколько улучшилось, были приняты на работу 659 человек, из них 223 человека составляли демобилизованные из РККА, 245 человек - репатриированные советские граждане. Для расселения и закрепления вновь завербованных грузчиков рыбному порту было передано три восьмиквартирных дома.

Пятилетний план Мурманского морского рыбного порта на 1946-1950 годы был утвержден на заседании объединения «Мурманрыба» 22 ноября 1946 года. Задолго до этого коллектив рыбного порта приступил к осуществлению плана четвертой пятилетки. 13 декабря 1946 года был выполнен годовой план за 1946 год, дополнительно переработали 26,3 тысячи тонн грузов. План восстановления и ремонта портовики выполнили на 104%. Перевыполнение плана во многом было достигнуто за счет хорошей работы грузчиков. Бригада грузчиц под руководством Рощиной (1-й район) разгружала каждый траулер на 1,5-2 часа раньше срока. Коллектив этой бригады систематически выполнял задание на 140-170%42. Бригада Мишутушкина (2-й район) на погрузке угля обрабатывала траулеры досрочно на 5-6 часов, бригада Лыскова - на 2-3 часа. Всего в 1946 году из 1705 человек, работавших в порту, было 382 стахановца, 149 ударников труда. Соревнование проводилось по 22 профессиям.

Велась работа по подготовке кадров. За год было обучено различным профессиям 202 человека, квалификацию повысили 253 человека. Численность работающих увеличилась по сравнению с 1945 годом на 46%.

Улучшению работы порта способствовало повышение заработной платы, вызвавшее приток новой рабочей силы. Количество грузчиков-мужчин увеличилось с 543 до 807 человек. Погрузка судов с углем производилась исключительно мужчинами.

Решение задач, стоящих перед портом в четвертой пятилетке, невозможно было бы без широкого внедрения новой техники. В целях подъема творческой инициативы рабочих с 1 июля 1946 года был проведен трехмесячник по сбору и реализации рацпредложений. Например, по предложению начальника рыбного порта Соболева была построена механизированная обогреваемая соляная база.

Основной задачей рыбного порта в 1946 году было максимальное сокращение стоянки судов под погрузочно-разгрузочными работами. Полностью простои ликвидировать не удалось, потому что разгрузка траулеров производилась на ограниченном количестве причалов, что создавало очереди, а после разгрузки траулер ожидала новая очередь - на бункеровку. Поэтому неотложным делом стало введение в строй хорошо механизированной угольной базы. Работы по созданию базы начались еще в 1945 году. Ответственным за этот участок был трест «Мурманрыбстрой». Работа шла медленно. Основной объект -транспортерная эстакада - за 2,5 месяца выросла всего на 30 метров.

Еще одним узким местом в работе являлось снабжение траулеров льдом и водой на льдобазе в Тюва-губе. Отрицательно влияли на работу рыбного порта текучесть кадров, низкая трудовая дисциплина среди вновь прибывших рабочих. Сказались и недостатки в планировании - план на 1946 год был спущен портовикам только 12 сентября.

Такие проблемы были у коллектива, когда он подошел к новому 1947 году.

Призыв ленинградских рабочих о досрочном завершении плана 1947 года и выполнении четвертого пятилетнего плана в четыре года был с энтузиазмом встречен портовиками. Подсчитав свои возможности, они решили закончить выполнение годового плана ко Дню Конституции.

Широко развернувшееся вслед за этим социалистическое соревнование обеспечило досрочное выполнение взятых обязательств. Коллектив 1-го района рыбного порта уже 28 августа 1947 года выполнил годовой план. Рабочие взяли новое обязательство - обработать до конца года 53 тысячи тонн груза сверх плана. Особенно отличилась бригада В. Барановой. Трудовыми подарками встретил коллектив этой бригады 30-ю годовщину Октября. 14 сентября 1947 года траулер «Киров» ушел от причала на 15 часов раньше срока. На обработке траулера «Нева» было сэкономлено 13 часов. Передовой коллектив бригады В. Барановой был занесен в Книгу почета порта44. Сама Валентина Ивановна Баранова была избрана депутатом областного Совета народных депутатов.

На трудовую вахту в честь 30-летия Октябрьской революции встали бригады грузчиц Гоголевой и Михайловой. К 7 ноября закончили с перевыполнением годовую норму грузчики 2-го грузового района рыбного порта, работающие на бункеровке судов. Особо отличалась здесь бригада Пашкина45. В отстающие бригады руководство районов посылало передовых бригадиров. Это давало положительный результат. Например, отстающая 34-я бригада грузчиков стала выполнять задание по разгрузке на 115%, а по бункеровке - на 118%. Достигалось это особой, более рациональной организацией труда. В результате проделанной работы годовой план был выполнен на 109,4%, досрочно на 36 дней. Объем погрузочно-разгрузочных работ увеличился по сравнению с 1946 годом на 51,2%. Порт сэкономил 4182 часа работы промыслового флота. Производительность труда поднялась на 5,6%46. В 1947 году порту были переданы «Мурманрыбснабом» все операции с жидким топливом, что потребовало дополнительных затрат по обработке и складированию.

Но все же случались и простои. Их основными причинами были, во-первых, неудовлетворительное состояние причальной линии (в 1947 году были введены в эксплуатацию причалы N 15 и 16, но они обеспечивали выгрузку только одного большетоннажного судна); во-вторых, задержка восстановления Кольской базы; в-третьих, большая текучесть рабочей силы из-за недостатка жилфонда (хотя для закрепления рабочих на производстве и было заключено 2083 договора, за год уволилось 984 человека).

В 1948 году произошли изменения в организационной структуре порта. С 1 января порт принял от тралового флота навигационную группу в составе навигационной камеры и мастерской точных и штурманских приборов. В целях сокращения штатов было произведено слияние 1-го и 2-го погрузочно-разгрузочных районов. Произошла смена руководства порта. Исполняющим обязанности начальника Мурманского морского рыбного порта стал Тори.

План 1948 года портовики выполнили к 13 ноября, сверх плана было переработано 132,6 тысячи тонн грузов. Объем работ увеличился по сравнению с 1947 годом на 20,5%. Порт досрочно обработал 85 большетоннажных судов. Вырос объем механизированных операций, поднялась производительность труда. Были закончены работы по восстановлению механических стеллингов на причалах N 6, 8.

В 1947 году заведующий кладовой рыбного порта Курдюмов предложил на выгрузке рыбной муки использовать кран «Деррик». В 1948 году в эксплуатацию было введено уже 6 кранов типа «Деррик». Экономический эффект от внедрения всех внесенных в 1948 году рацпредложений (70) составил 825058 рублей. Таким образом, по внедрению малой механизации была проведена большая работа. Что же касается большой механизации угольной базы, то здесь положение не продвинулось вперед. Ухудшилось положение и с нормами выработки: 24% рабочих не справлялись с ними. Это было вызвано тем, что женские нормы выработки были отменены и значительное число женщин, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, не могли в короткий срок освоить новых норм. Портовый флот в 1948 году из-за наличия лишних буксиров и невозможности их использовать принес предприятию убыток в размере 696,3 тысячи рублей.

Но несмотря на все трудности и проблемы Мурманский морской рыбный порт, подчиняясь темпу, заданному двумя первыми годами пятилетки, продолжал идти вперед. Общая прибыль порта составила 1015 тысяч рублей.

В 1949 году на пост начальника рыбного порта был назначен Г. Г. Тисленко, который до этого работал начальником объединения «Мурманрыбпром». Смена руководителя и то, что долгое время порт работал без начальника, сказались на состоянии дел в порту. План 1949 года портовики выполнили лишь на 98,8%. Это было вызвано невыполнением заявок клиентурой и передачей части операций с углем торговому порту, а с нефтепродуктами - Северному флоту. За 1949 год рыбный порт обработал 935 промысловых траулеров, 84 большетоннажных судна. Порт сэкономил при обработке судов 2312 часов4 . Но полностью ликвидировать простои не удалось. Многие корабли разгружались медленно, с задержкой на 4-5 часов. Передовые бригады попрежнему успешно обрабатывали любые траулеры. Но опыт их работы не стал достоянием всего коллектива, причины простоев не анализировались, не обсуждались итоги работы за смену.

Неблагополучно обстояло дело и с механизацией. Не было завершено строительство на угольной базе. За 1949 год было внедрено всего 17 рацпредложений. Экономия от их внедрения составила 35 тысяч рублей при плане 73 тысячи рублей48. Численность работающих составила 93% к плану. Текучесть кадров усилилась и достигла 33,5%.

В 1950 году работа Мурманского морского рыбного порта еще больше усложнилась. Судооборот порта возрос на 17%, увеличились стоянки в порту судов «Мурмансельди». Мобилизировать все силы на выполнение плана последнего года четвертой пятилетки - это стало главной задачей портовиков. Огромное место в связи с этим было отведено работе с кадрами. Обучение профессиям шло в основном индивидуально-бригадным методом, путем прикрепления новичка к квалифицированному рабочему. Из 288 человек, окончивших обучение в 1949 году, 194 выполняли и перевыполняли производственные нормы, 39 человек из них стали стахановцами, 64 человека - ударниками. Сто пятьдесят один грузчик окончил стахановские школы. Текучесть кадров сократилась на 11% по сравнению с 1949 годом.

План погрузочно-разгрузочных работ за 1950 год порт выполнил на 121,1%. Портовики закончили выполнение плана 29 октября.

За этот год рыбный порт обработал 1089 судов тралового флота, «Мурманрыбы», «Севрыбы». Было сэкономлено при обработке судов 4183 часа, в 1,7 раза больше, чем в 1949 году. Из 60 большетоннажных судов 47 было обработано досрочно.

Большой движущей силой явилось соревнование, организованное партийной организацией порта (секретарь Н. Мейке). В нем участвовали 17 цехов, 128 бригад, 10 судов и 395 человек индивидуально52. В каждой смене были организованы по две бригады скоростной обработки судов. Среди лучших можно назвать бригады Гоголевой, Логиновой, Митрониной, Панковой, Зорина, Мусатова. Они выполняли свои годовые производственные нормы на 180-230%.

Передовой опыт анализировался в отстающих бригадах. Валентину Баранову, депутата областного Совета народных депутатов, назначили инструктором стахановских методов работы. К ней прикрепили 4 женские бригады, в каждой из которых она работала по 7 дней. Эти бригады вскоре стали перевыполнять план на 10-20%. В апреле 1950 года портовики поддержали инициативу стахановки московской обувной фабрики «Парижская коммуна» Лидии Корабельниковой развернуть социалистическое соревнование за комплексную экономию материалов. Первыми в это соревнование вступили работники портового флота, взяв обязательство сэкономить 3% топлива в честь предстоящих выборов. Слово свое они сдержали. Коллектив буксирного парохода «Надежный» сэкономил за месяц 16 тонн топлива. Разъездное судно «Бриз» на сэкономленном топливе отработало целые сутки, мотоботы «Спасательный» и «Тралфлотовец» - двое суток, водолазное судно «Кубань» - четверо суток. За 1950 год производительность труда в порту выросла на 10,7%.

Сократилось число невыполненных норм выработки. Это произошло за счет внедрения ряда рацпредложений: установления дополнительного транспортера по загрузке судов льдом; введения в эксплуатацию трех углепогрузочных машин производительностью 50 тонн в час. Всего в 1950 году было принято и внедрено 116 рацпредложений с годовой эффективностью 193,7 тысячи рублей.

Таким образом, коллектив Мурманского морского рыбного порта в 1946-1950 годах вместе со всеми трудящимися области успешно решал задачи четвертой пятилетки. Трудовой подъем, массовое социалистическое соревнование, инициатива и энтузиазм всех трудящихся Заполярья, позволили быстро залечить раны, нанесенные войной. Траловый флот Мурмана дал за пятилетие более 8 миллионов центнеров рыбы, но не превысил довоенного уровня улова. Задачи послевоенного восстановления были, в основном, решены в три года. Четвертый пятилетний план был выполнен промышленностью за 4 года 3 месяца, что явилось выдающейся победой советского народа.

М.И.Сухарев, Т.Н.Николаевич, В.В.Кусков
История Мурманского морского рыбного порта (1934-1995 год)


Возврат к списку