1951. В годы пятой пятилетки

1951. В годы пятой пятилетки

В годы пятой и шестой пятилеток трудящиеся Мурманской области, завершив восстановление народного хозяйства, умножали и укрепляли материально-техническую базу социалистического общества, обращая особое внимание на повышение производительности труда, внедрение новой техники, механизации и автоматизации. Газета «Полярная правда» за 6 января 1951 года писала: «Огромные задачи стоят перед работниками Мурмана в 1951 году. Мурманская область должна дать стране на 390 тысяч центнеров рыбы больше, чем выловлено в 1950 году». Эта задача осложнялась тем, что в 1950 году рыбаки Мурмана недодали государству 106 тысяч центнеров рыбы-сырца, поэтому важно было обеспечить слаженную работу флота и береговых предприятий.

Мероприятия 1951 года по рыбному порту предусматривали дальнейшую механизацию погрузочно-разгрузочных работ, работ с углем, широкое применение рыбонасосов. В этом году через причалы морского рыбного порта и его приписные пункты прошло 872,3 тысячи тонн грузов (а в 1950 - 730 тысяч тонн). Морской грузооборот порта вырос за счет перевыполнения рыбаками плана по добыче рыбы. Увеличение количества судов, их габаритов и продолжительности стоянки значительно усложнили обработку судов в порту. Несмотря на это план погрузочно-разгрузочных работ был выполнен портовиками на 119,1%. Порт закончил выполнение плана к 6 ноября, в канун годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. За хорошие показатели в работе портовикам было присуждено переходящее Красное знамя Мурманского горисполкома и горкома ВКП(б).

В 1951 году намечалось полностью механизировать выгрузку судов. План механизации порт выполнил на 109,1%. Было закончено строительство депо для ремонта кранов, цехов пенопласта и регенерации масел. Портовый флот выполнил план на 124,3%. По сравнению с 1950 годом объем работ увеличился на 38,5%. За 1951 год порт обработал 1155 судов тралового флота «Севрыбы», сэкономив при этом 2126 часов. Но простои не были полностью ликвидированы - попрежнему долго простаивали суда под бункеровкой.

Для перекачки мазута со склада на траулер в районе Трех Ручьев использовалась ручная помпа, производительность 600-700 кг в час. Ее следовало заменить электропомпой, которая в 3-4 раза сократила бы время стоянок.

В порту в 1951 году работало 2235 человек. Текучесть кадров оставалась высокой. Эта проблема была характерна для всей промышленности Севера. Она порождалась недостатками в организации труда и его оплате, в жилищно-бытовых условиях. Пополнение предприятий рабочими кадрами шло за счет переселения семей из других районов страны, свободного найма, выпускников учебных заведений системы трудовых резервов и демобилизованных из армии и флота. Обучать работников должны были сами предприятия. За 1951 год в Мурманском морском рыбном порту было обучено 132 человека и 283 человека повысили свою квалификацию.

По сравнению с 1950 годом производительность труда выросла на 7,7%. Особенно заметен был ее рост на выгрузке рыбопродукции, где бригадир Митронина предложила метод последовательной разгрузки рыбы с применением семи стампов вместо двух, и на бункеровке судов с углем, где бригадир А. П. Зорин внес предложения, давшие экономический эффект в 40,3 тысячи рублей. Отлично работали бригадир электромонтажников Н. П. Бутусов, мастер мастерской точной механики А. А. Трошин.

Боевой, сплоченный коллектив рыбного порта план 1952 года выполнил к 16 декабря, дополнительно переработав 51,1 тысячи тонн грузов. Хотя судооборот порта уменьшился на 12%, причальной линии не хватало. Стоянки судов в порту значительно возросли. Это было вызвано, главным образом, простоями в ремонте и другими причинами, от порта не зависящими. За 1952 год рыбный порт обработал 1938 судов, из них -1337 досрочно.

Объем работ, выполняемых механизмами, увеличился против 1951 года на 26,1%. Экономический эффект от 195 внедренных рацпредложений составил 251 тысячу рублей. Портовый флот пополнился в 1952 году пятью буксирами, но план они выполнили лишь на 96,8%. В 1952 году увеличилась численность работающих в порту за счет укомплектования грузчиками 1-го погрузочно-разгрузочного района. На все погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые портом, устанавливалась сдельная оплата труда по единым и местным нормам. В результате хозяйственной деятельности порта была получена прибыль в сумме 1898,6 тысячи рублей.



В 1953 году портовики, откликнувшись на призыв экипажа траулера «Касатка», приняли новые социалистические обязательства, по которым обещали план года завершить к 21 декабря, поднять производительность труда на 5,5%, а себестоимость снизить на 2%. Все эти обязательства были перевыполнены.

За выполнение условий Всесоюзного социалистического соревнования за второй квартал порту была присуждена третья премия Министерства рыбной промышленности и ВЦСПС.

Успешному выполнению обязательств мешала бесхозяйственность руководителей отдельных предприятий. Например, операции с лесоматериалом задерживались бондарным заводом. Много простоев было по вине рыбокомбината: его рабочие заканчивали прием рыбы раньше срока, работали на этой операции молодые рабочие, не умевшие производить сортировку и откатку. В результате не сделано было и половины того, что можно было сделать при хорошей организации труда.

В 1953 году работа рыбного порта усложнилась, грузооборот увеличился на 16%, возросла неравномерность прихода судов. Но план погрузочно-разгрузочных работ был выполнен к 30 ноября. Сверх плана портовики переработали 137 тысяч тонн груза. Переходящее Красное знамя получил коллектив 2-го района рыбного порта. Грузчики этого района обрабатывали все траулеры в среднем досрочно на 20 минут, а каждый вагон - на 8 минут. Третий район рыбного порта не выполнил годового задания. Первый район также сдал позиции.

Портовый флот выполнил план года на 103,5%. Простои были сокращены за счет перевода буксиров на безнарядную работу. Но буксиры работали не с полной загрузкой, допускались ошибки в их расстановке.

В 1954 году морской рыбный порт продолжал наращивать свои мощности. План погрузочно-разгрузочных операций был выполнен на 114,7%. Всего за год порт обработал 2682 судна, из них 1387 судов - досрочно. На 5,7% снизилась себестоимость погрузочно-разгрузочных работ. За достигнутые высокие показатели в социалистическом соревновании коллективу рыбного порта министерством и ВЦСПС была присуждена третья премия за первый квартал и вторая за второй квартал 1954 года.

Серьезный вклад в дело быстрейшей обработки судов внесли рационализаторы рыбного порта. Только за первый квартал 1954 года было внедрено в производство 42 новшества, которые дали 20,5 тысячи рублей экономии в год. Особенно неблагополучным местом в 1954 году в порту была льдобаза в Тюва-губе. Здесь мало уделялось внимания механизации работ. Самый трудоемкий процесс - разработка льда в бухте и погрузка его в вагонетки - производился вручную. Фактически Тюва-губа превратилась в «отстойник» для кораблей. Из-за большого скопления траулеров бывали случаи аварий. Такое положение дел надо было срочно исправлять.

Но в 1955 году портовики не сумели намного улучшить свою работу. Годовой план был выполнен к 15 декабря, перевыполнение составило всего 3,5%. Производительность труда повысилась на 4,2%.

Простои судов по вине рыбного порта приняли систематический характер. Если раньше разгрузка кораблей длилась одни сутки, то теперь она продолжалась двое-трое суток. Только в марте 1955 года траловый флот из-за простоев недодал стране 1500-1700 тонн рыбной продукции.

Основной причиной неудовлетворительной работы порта явился недостаток рабочей силы, особенно в 1-м грузовом районе. Для оказания помощи этому участку было переведено из других цехов порта 100 человек. Но из-за их низкой квалификации ощутимых результатов это не дало. Руководство уделяло большое внимание подготовке кадров. За 1955 год было подготовлено 375 человек на курсах с отрывом и без отрыва от производства. В школах передового опыта и на производственно-технических курсах повысили квалификацию 644 человека.

Пятый пятилетний план был выполнен Мурманским рыбным портом 10 сентября 1955 года. Вместо 7220 тысяч тонн груза по пятилетнему плану фактически было переработано 7924 тысячи тонн. Выполнение плана составило 109,8%.

В середине 50-х годов в Мурманский траловый флот приходят первые большие морозильные рыболовные траулеры, способные брикетировать и морозить на борту рыбу, готовить сотни тысяч банок консервов за рейс, десятки тонн рыбной муки, центнеры рыбьего жира.

Оснащение флота новыми большими морозильными траулерами кормового траления потребовало не просто расширения береговой базы. Надо было реконструировать имеющееся портовое хозяйство, пересматривать технологию и организацию труда на обработке промысловых судов в порту. Предстояло сделать нормой обработку БМРТ с нескольких точек по прямому варианту «борт судна - вагон».

Именно тогда докеры рыбного порта первыми в отрасли применили портальные краны. Пройдя экспериментальные испытания и завоевав признание мурманских докеров, эти краны затем стали широко внедряться в рыбных портах всех бассейнов страны.

Достигнутые предприятием успехи стали возможны, конечно же, благодаря людям, которые накрепко связали свою судьбу с судьбой рыбного порта и нашего рыбацкого города, для которых заботы родного коллектива являлись их кровными заботами.

М.И.Сухарев, Т.Н.Николаевич, В.В.Кусков
История Мурманского морского рыбного порта (1934-1995 год)

Возврат к списку