1956. Морской рыбный порт в 1956-1965 годах

1956. Морской рыбный порт в 1956-1965 годах

Главной задачей шестой пятилетки было на базе преимущественного развития тяжелой промышленности, непрерывного технического прогресса и повышения производительности труда обеспечить дальнейший мощный рост всех отраслей народного хозяйства и на этой основе добиться значительного повышения материального благосостояния и культурного уровня советского народа.

Для портовиков Мурманского рыбного порта это означало увеличение погрузочно-разгрузочных работ с 2109 тысяч тонн в 1956 году до 3381 тысячи тонн в 1960 году; расширение причальной линии до 2591 метра при постановке судов третьими корпусами; повышение уровня механизированных работ на 5,2%; повышение производительности труда на 7,4%; строительство 83262 квадратных метров жилой площади.

2 января 1956 года в рыбном порту состоялось собрание актива портовиков, на котором был обсужден проект пятилетнего плана на 1956-1960 годы. Еще до этого коллектив приступил к его выполнению. Была проведена значительная работа среди портовиков, организованы школы по передаче передового опыта, работа лучших бригад освещалась через стенную печать.

На втором участке, например, школой передового опыта были охвачены бригады N 5, 9, 12. После прохождения учебы нормы выработки составили от 115% до 160% и стали устойчивыми. В бригаде N 33 нормы выработки выполнялись на 105%. После прихода сюда А. П. Кузнецовой, окончившей курсы бригадиров, бригада стала выполнять нормы выработки на 145%. За 1956 год среднее выполнение нормы выработки составило 150,5%. Имена шести портовиков были занесены на городскую Доску почета.

Резко изменилось положение в Тюва-губе. Разработка льда теперь производилась экскаватором, а подача его на спусковую площадку - двумя самосвалами. Строительство дополнительной причальной линии позволило производить бункеровку одновременно двух кораблей, что значительно сократило простои и снизило себестоимость льда.

В целом план погрузочно-разгрузочных работ за 1956 год был выполнен на 106,9%, из 3469 судов 2641 судно обработали досрочно. Производительность труда повысилась на 5,3%.

В 1958 году рыбный порт выполнил план на 110,3%. Охват грузов механизированной обработкой составил 91,1%. Всего портом было обработано 3820 судов с экономией времени в 6473 часа. Сверхплановая прибыль составила 792,4 тысячи рублей.

В этом же году Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР признал необходимым составление перспективного плана развития народного хозяйства СССР на более длительный срок. В соответствии с этим указанием и был составлен семилетний план развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы. Этот план был актуален и для рыбного порта, так как именно в это время в траловый флот пришли первые большие морозильные траулеры, что потребовало реконструкции портового хозяйства, пересмотра технологии и организации труда.

Таким образом, в период с 1946 по 1958 годы Мурманский морской рыбный порт, закончив восстановление своего хозяйства, превратился в огромное береговое предприятие, без которого невозможна была бы успешная работа рыбной промышленности Мурмана. Выполняя годовые и пятилетние планы, наращивая производственные мощности, рыбный порт преодолевал трудности достойно, с опорой на энтузиазм и трудовой подъем своих работников. Успехи рыбного порта, портовиков в эти годы подготовили материальные условия для решения экономических задач семилетки. К 1959 году в рыбном порту оставалось еще много проблем: случались простои, не была завершена механизация трудоемких процессов, оставалась высокой текучесть кадров. Но богатый опыт, накопленный предприятием к этому времени, позволил успешно решить эти проблемы в последующие годы.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 годы) предусматривал дальнейший подъем социалистической индустрии, сельского хозяйства, культуры, повышение материального благосостояния советских людей. Добычу рыбы в Северном бассейне предстояло увеличить в 1,6 раза, общий улов к 1965 году - до 8,3 миллиона центнеров. Большую часть этого улова должен был дать Мурманский траловый флот. В январе 1959 года суточное задание по флоту составило 6130 центнеров, месячный план - 190000 центнеров. Экипажи траулеров «Пикша», «Тагил», «Шонгуй», «Касатка» и других передовых судов перевыполнили план.

Стеллинги для выгрузки рыбы из траулеров

Движение за коммунистический труд в Северном бассейне являлось неразрывной составной частью всенародного социалистического соревнования, оно продолжило традиции, накопленные трудовыми коллективами в социалистическом соревновании в предшествующий период. Это движение способствовало активизации рационализаторов и изобретателей. К началу 1966 года, по сравнению с 1959 годом, число рационализаторов на предприятиях рыбной промышленности Северного бассейна возросло на 26%, количество поданных ими предложений - на 40% (принятых - на 36%), внедренных - на 61,5%.

В результате движения за коммунистический труд значительно расширилась в порту работа по внедрению передового опыта, родились и развивались новые формы этой работы: бюро технической информации на общественных началах, советы новаторов, школы коммунистического труда, общественные конструкторские и технологические бюро и т. д.

Инженерно-технические работники, рационализаторы и передовики производства работали над внедрением механизации погрузочно-разгрузочных работ. В годы семилетки была механизирована выгрузка рыбмуки из траулеров, выкачка рыбьего жира и разгрузка соли с автомашин, построена новая транспортерная линия на угольной базе. Был изготовлен и установлен транспортер для погрузки льда на судно.

В рационализаторской работе принимали участие 274 человека. За 8 месяцев 1961 года было внесено 342 рационализаторских предложений, из которых 256 внедрено в производство. Лучшими рационализаторами были старший инженер Ляпин, электромеханик Майбога, электрик Гордеев, инженеры Лепода, Нагибин, мастер Спицын, старший механик Раевский и другие.

В годы семилетки в рыбном порту особенно широко развернулось соревнование за овладение скоростными методами обработки кораблей, в результате которого было сэкономлено 24500 часов промыслового времени - более 1000 судо-суток.

По примеру бригад коммунистического труда лучшие рабочие порта, накопившие богатый производственный опыт, переходили в отстающие бригады, а коллективы бригад пополнялись новыми членами из числа молодежи. На предприятиях бассейна шире развернулось движение за овладение смежными профессиями, за оказание товарищеской помощи отстающим.

В целом добыча рыбы за 7 лет возросла с 928,5 тысячи центнеров (1958 год) до 1,5 миллиона центнеров в 1965 году. Вылов рыбы на один эксплуатационный СРТ увеличился с 9,6 тысячи центнеров в 1958 году до 15,4 тысячи центнеров в 1965 году, на один СРТ типа «Океан» - с 11,4 тысячи центнеров в 1959 году до 21,2 тысячи центнеров в 1965 году. Вылов рыбы на одного рыбака вырос с 162 центнеров до 253 центнеров. Об улучшении промысловой и технической эксплуатации свидетельствует то, что улов рыбы на одну единицу мощности увеличился с 18,3 центнера в 1958 году до 22,8 центнера в 1963 году.

Причал для загрузки судов льдом и солью

Моряки бассейна не смогли бы добиться таких высоких показателей в промысловой и технической эксплуатации судов без четкой работы портовиков.

Правительством страны на развитие и реконструкцию Мурманского морского рыбного порта на семилетку было ассигновано более 9 миллионов рублей. На эти деньги построены пятиэтажный бытовой корпус, станция слива жидкого топлива, административное здание пор-тоуправления и управления тралового флота.

В 1963 году введен в эксплуатацию глубоководный пирс с железобетонными причалами, оснащенными высокопроизводительными портальными кранами и железнодорожными подъездными путями, что дало возможность производить грузовую обработку судов по прямому варианту «судно - вагон».

В 1965 году было закончено строительство льдозавода в комплексе с соляным расходным складом, выполнены большие работы по реконструкции ливневой канализации и укладке высоковольтных кабелей, смонтирована автоматическая телефонная станция на полторы тысячи номеров; построены железнодорожные подъездные пути от станции Кола с разветвлением по намывной части территории строительства нового района порта. Портовиками, освоившими новую перегрузочную технику, внедрялась новая технология погрузочно-разгрузочных работ по грузовой обработке крупнотоннажных судов.

Портовики поддержали почин коллектива Мурманского тралового флота по досрочному выполнению годовых производственных заданий и сверхплановому вылову рыбы, широко развернули в своем коллективе социалистическое соревнование за сокращение стояночного времени рыбопромысловых и транспортных судов в порту за счет более производительной их обработки.

План погрузочно-разгрузочных работ семилетки был выполнен на 105,6%. За это время было обработано около 28 тысяч кораблей с экономией промыслового времени 24,5 тысячи судо-часов, что дало возможность промысловикам обеспечить дополнительный вылов сотен тысяч центнеров рыбы. Производительность труда выросла на 8,5%, а экономия от снижения себестоимости переработки грузов достигла 800 тысяч рублей.

Портовики и строители, завершив изыскательские работы, приступили к возведению глубоководных причалов. Велась реконструкция всего первого грузового района порта.

За период с 1958 по 1965 годы экономическая эффективность работы коллектива порта резко повысилась. Так, первый год семилетки закончился с большими убытками - 410 тысяч рублей. А к концу 1965 года труженики порта дали около 100 тысяч рублей сверх плана.

На работах в порту было занято 4000 человек. За семь лет было подано более 3000 рационализаторских предложений, из которых более 2000 внедрено.

Семилетка была выполнена с успехом, раньше срока. За досрочное выполнение семилетнего плана, достижение высоких показателей по производительности труда и внедрение механизации погрузочно-разгрузочных работ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1966 года Мурманский морской рыбный порт был награжден орденом Ленина. Это была огромная радость не только для славного коллектива порта, но и для тружеников всего рыбного Мурмана.

Тогда же большой морозильный рыболовный траулер «Гоголь» Мурманского тралового флота за досрочное выполнение плана по вылову рыбы и за высокие результаты в производстве продукции был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Этим же указом Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» 10 работникам рыбной промышленности и рыбакам-колхозникам страны. Среди них был Виктор Данилович Петров - капитан среднего рыболовного траулера «Юнона» управления Мурманского сельдяного флота (ныне объединение «Мурманрыбпром»), Иван Тимофеевич Шаньков - капитан-директор большого морозильного рыболовного траулера «Витебск» тралового флота.

В числе 13 работников Мурмана, награжденных тогда орденом Ленина, был крановщик Мурманского морского рыбного порта Владимир Михайлович Сморчков. Среди 43 новаторов производства, удостоенных ордена Трудового Красного Знамени значились имена Якова Сергеевича Бургутто - начальника порта, Ивана Селиверстовича Зеленкина - водолаза, Александра Григорьевича Ивонинского - бригадира рабочих порта.

В число 85 тружеников рыбной отрасли Мурманской области, чей самоотверженный труд был отмечен орденом «Знак Почета», вошли 6 передовиков производства рыбного порта. Это крановщик Александр Никитович Алымов, заместитель начальника грузового района Александр Михайлович Антуфьев, бригадир Татьяна Григорьевна Воробьева, старший производитель работ ремонтно-строительного участка Михаил Владимирович Конотоп, рабочая Мария Егоровна Сущева, мастер мастерской точной механики Александр Алексеевич Трошин. Шесть портовиков были награждены медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».

М.И.Сухарев, Т.Н.Николаевич, В.В.Кусков
История Мурманского морского рыбного порта (1934-1995 год)

Возврат к списку