1975. Работа комплексных бригад

1975. Работа комплексных бригад

Комплексная бригада - основная производственная единица грузового района с постоянным количеством и персональным составом рабочих.

Для чего они создавались? Роль каждого портовика по своевременной, комплексной и качественной обработке судов и вагонов в порту возрастала с каждым годом. Ведь с развитием и совершенствованием промыслового и транспортного флотов резко возрастает стоимость часа простоя судов при обработке их в порту. Поэтому интенсивная обработка судов рассматривалась как ключевая задача. Поэтому и проводились поиски и внедрение новых форм организации труда. Такой формой стали комплексные бригады.

Конечно, без подготовительного периода, который предшествовал созданию в морском рыбном порту постоянных комплексных бригад с численностью 12-14 человек портовых рабочих, не могло быть и речи о переработке судов скоростными методами. Это требовало большой организаторской работы. Было разработано и учреждено «Положение по классификации портовых рабочих и техническому обслуживанию перегрузочных машин и механизмов при производстве погрузочно-разгрузочных работ комплексными бригадами в Мурманском морском рыбном порту». В порту была создана квалификационная комиссия, которая провела аттестацию портовых рабочих, прошедших обучение на кратковременных и постоянно действующих курсах и в классах. Благодаря этому к 1975 году из 1200 портовых рабочих 1100 имели квалификацию докера IV класса.

Электронавигационная камера. Второй справа - А.С.Рудаков, ветеран порта, защитник Советского Заполярья. Февраль 1973 года.

Все вновь принимаемые на работу вначале поступали в ученические бригады производственного обучения и лишь после сдачи экзаменов на классность включались в состав КБ (комплексной бригады).

Были пересмотрены и стали прогрессивными нормы времени и выработки на грузовых работах, откорректированы все технологические карты обработки судов по их типам и видам поступающего груза. Пересмотрели и «Положение о премировании рабочих, плавсостава, руководящих, инженерно-технических работников порта». Материальное и моральное поощрение работников было поставлено в зависимость, главным образом, от результатов работы комплексных бригад.

Благодаря осуществлению этого комплекса мер, а также энтузиазму таких бригадиров портовых рабочих, как С. Э. Бабалаев, Л. П Кузнецов, X. Ф. Ряттель, В. А. Стрижич, М. А. Трушин и других, к началу 1974 года в рыбном порту было создано 13 постоянных комплексных бригад. К концу девятой пятилетки 1200 докеров порта добровольно объединились в постоянные комплексные бригады Выработка докеров в этих бригадах увеличилась в среднем на 15-20%, их занятость на грузовых работах возросла до 85%, интенсивность грузовых операций при выгрузке рыбопродукции повысилась на 10%. Вырос и заработок рабочих.

Опыт производства погрузочно-разгрузочных работ постоянными комплексными бригадами лег в основу реорганизации труда докеров, когда в Мурманском морском рыбном порту перешли к созданию укрупненных комплексных бригад из 24-28 докеров-механизаторов. Эта форма организации труда создала условия для внедрения новой технологии и широкого применения механизмов, экономии трудовых и материальных ресурсов, организации действенного социалистического соревнования, активного участия бригад в управлении производством через такие органы самоуправления, как советы бригад.

Первые подобные бригады были созданы в Мурманском морском рыбном порту в апреле 1974 года. А первого апреля 1975 года «Полярная правда» писала: «Около года порт работает по методу коллектива портовых рабочих Ильичевского морского торгового порта, возглавляемого бригадиром А Барановичем. Такому переходу способствовало то обстоятельство, что мурманские портовики уже второй год работают в оптимальном режиме. Концентрация техники, оптимизация технологических процессов позволила на грузовых операциях «трюм - вагон» работать одной укрупненной бригадой, в которой каждый заинтересован морально и материально в результатах труда всего коллектива».

К этому времени в порту было 35 укрупненных бригад. Каждая из них обслуживала одну технологическую перегрузочную линию.

Это был эксперимент, а официально порт перешел на работу укрупненными бригадами с начала 1976 года.

М.И.Сухарев, Т.Н.Николаевич, В.В.Кусков
История Мурманского морского рыбного порта (1934-1995 год)

Возврат к списку