1969. Оптимизация работы в порту

1969. Оптимизация работы в порту

В 1969-1970 годах в порту работала группа наблюдателей из отдела НОТ ПИНРО. Исследователи выявили следующие недостатки в работе: неэффективное использование рабочей силы порта и других организаций, находящихся на территории порта и участвующих в погрузочно-разгрузочных работах; нерациональное использование рабочего времени - большие междусменные перерывы; отсутствие пооперационного и контрольного планирования работ на судах; несвоевременная поставка информации; отсутствие разделения труда; неравномерная подача вагонов под продукцию; несвоевременное оформление заявок на вагоны.

Для устранения этих недостатков ученые предложили: объединить всех грузчиков, в том числе и рыбсбыта и отделов материально-технического снабжения флотов, в рамках порта; разработать график пооперационного и контрольного планирования; установить экономическую ответственность товарной станции железной дороги и персональную экономическую ответственность за простой вагонов и т. д.

Был сделан вывод: нужна четкая координация действий управлений флотов, рыбсбыта, рыбокомбината, порта и железной дороги и их полная экономическая ответственность за каждый допущенный простой судна.

Опыт работы портов страны в оптимальном режиме показал, что оптимальность - важный резерв повышения производительности труда, сокращения производственных простоев флота. Опробование оптимального режима в Мурманском морском рыбном порту показало, что при применении оптимальных решений суточные выгрузки из судов увеличиваются в 4,7 раза (с 519 до 2500 тонн). При этом в два раза сокращается число одновременно разгружаемых судов и потребность в причалах, устраняется неравномерность в подаче вагонов, уменьшается число работающих.

Переход Мурманского морского рыбного порта на работу в оптимальном режиме заставил мурманских портовиков решать новые задачи. Прежде всего нужно было установить экономически оправданные нормы одновременной обработки судов (НООС), предусмотрев при этом увеличение количества планируемых перегрузочных линий для каждого судна. Здесь такая норма была шесть крупнотоннажных судов.

Необходимо было также развивать комплексную механизацию перегрузочных процессов Для этого ускорили освоение новой грузовой эстакады во 2-м грузовом районе, нового железнодорожного пути к двум причалам. Затем большинство докеров освоили загрузку изотермических вагонов мороженой рыбопродукцией электропогрузчиками. Это наполовину сократило ручной труд в вагонах, высвободило часть рабочих на другие операции.

Рационализаторы порта предложили перевести электропогрузчики на кабельное питание, от электросети, что исключило их простои на подзарядке аккумуляторов.

Были внедрены мероприятия по НОТ, предусматривающие использование поддонов при перегрузке картонной тары или вагонов на склад или борт судна. Это исключило необходимость перевалки. Экономический эффект от внедрения этого мероприятия составил по крупнотоннажным судам 27 тысяч рублей.

Были также оптимизированы нормы выработки на загрузке вагонов при освоении новых железнодорожных путей, построенных на причалах силами порта. Они позволили расширить фронт перегрузочных работ с двух до трех вагонных секций.

Внедрили сменно-суточное планирование, то есть планировалась комплексная работа каждого из грузовых районов, определялось необходимое количество перегрузочной техники, оргоснастки, исходя из собираемых диспетчером сведений о количестве судов в порту и характере грузов.

Еще в 1971 году проходило экспериментальное опробование метода пакетной перегрузки. В 1972 году он уже использовался полным ходом. Метод повышал производительность труда и облегчал труд докеров. В трюме формировался пакет из 16 ящиков с рыбой, обвязывался мягкой проволокой, и электропогрузчик на гусеничном ходу вывозил его из трюма.

Для механизации трюмных работ использовались также раздвижные транспортеры, позволяющие устанавливать любую форму от 1,3 до 8 метров. Груз передвигался по роликам. После усовершенствований, сделанных портовиками-рационализаторами, раздвижные транспортеры стали успешно применяться в порту.

Применялась также новая технология, например: вариант перегрузки «трюм - кран - два вагона».

Впервые такой метод был опробован на разгрузке ТР «Карл Либкнехт». Решено было в честь 50-летия образования СССР сократить время на выгрузку со 173 часов до 120. Бригада была укрупнена до 12-14 человек, применили раздвижные транспортеры, что обеспечило доставку ящиков с рыбой из дальних мест трюма к просвету, и использовали вариант «трюм - кран - два вагона», что позволило сократить простой крана. В результате «Карл Либкнехт» был разгружен за 102 часа. Менее чем за пять суток было снято 9 тысяч тонн рыбопродукции, погружены необходимые промвооружение и картонная тара.

В дальнейшем портовики продолжали развивать и совершенствовать технологические процессы.

Для улучшения работы в порту, облегчения труда портовых рабочих, повышения эффективности производства лабораторией НОТ ежегодно разрабатывались и внедрялись в производство мероприятия по внедрению новой техники, по оптимизации производственных процессов и т. д. Так, в 1971 году было разработано и внедрено 16 мероприятий ЛНОТ в 1972 году - 21, в 1973 году - 9, в 1974 году - 10, в 1975 году-12.

Кроме того, в порту проводились смотры-конкурсы по разработке и внедрению научной организации труда. Были созданы специальные комиссии, которые рассматривали предложения, поступающие от рабочих, ИТР и служащих. Например, в 1973 году было внедрено 64 таких предложения, в 1974 году - 70.

Всего за пять лет было внедрено 354 мероприятия ЛНОТ и предложений, поступивших в ходе смотров-конкурсов, с экономическим эффектом в 518,03 тысячи рублей и с условным высвобождением 104 человек.

Кроме того, портовые рабочие, ИТР и служащие принимали активное участие в рационализаторской деятельности и изобретательстве. Участвуя во Всесоюзном смотре технического творчества молодежи 412 молодых рационализаторов подали больше 500 рационализаторских предложений.

Благодаря всем внедренным мероприятиям по НОТ, рационализаторским предложениям и изобретениям порт получал большой экономический эффект, росла производительность труда, улучшались условия труда портовиков.

М.И.Сухарев, Т.Н.Николаевич, В.В.Кусков
История Мурманского морского рыбного порта (1934-1995 год)

Возврат к списку