1990. Годы рыночных реформ

1990. Годы рыночных реформ

Пик расцвета порта пришелся на 1990 год, когда объем грузооборота составил 3,3 млн.тонн. Однако, резкие изменения экономических условий, произошедшие в России после 1991 года, вызвали соответствующие изменения в условиях деятельности рыбного хозяйства в целом и морских портов в частности. Наверное не стоит перечислять причины - они общеизвестны. Падение вылова рыбопродукции в Северном бассейне, сокращение заходов судов рыбодобывающих компаний, налоговая политика государства, введение новых таможенных сборов - все это негативным образом отразилось и на работе Мурманского морского рыбного порта. Годы рыночных реформ были очень непростыми для коллектива предприятия. В процессе приватизации основные добывающие флота акционировались. Десятилетиями создаваемый единый рыбохозяйственный комплекс Северного бассейна развалился, объединение «Севрыба» утратило свои руководящие и координирующие функции. Рыбные потоки пошли за рубеж, рыбный порт фактически остался без работы. За 5 лет (с 1991 года по 1995 год) грузооборот снизился в 6 раз.

В новых экономических условиях «выжить» предприятию было очень сложно. Росла кредиторская задолженность, копились долги по налогам в бюджеты разных уровней, месяцами не выплачивалась заработная плата: А российская рыба «плыла» мимо родного порта. Мощности порта хронически простаивали. По объективным, независящим от порта причинам политического и экономического характера грузооборот снизился до критического уровня: в 1994 году мощности порта были загружены всего на 13%. Все это не могло не отразиться на финансовом положении предприятия. В декабре 1994 года Мурманский морской рыбный порт был признан неплатежеспособным. Данное решение принималось по формальным критериям, несмотря на объективный характер причин, приведших к ухудшению финансового состояния предприятия. Некоторое время спустя, в порту были разработаны мероприятия по стабилизации положения и выводу его из кризисного финансового состояния. Данные мероприятия носили перспективный характер и имели долгосрочный период реализации, в результате выполнения которых, в конечном итоге, порт начал понемногу выбираться из экономической «ямы».

Но этот путь был долгим и трудным. В целях сокращения затрат была законсервирована часть мощностей, реорганизована структура порта, экономились материальные ресурсы, привлекались для переработки нетрадиционные грузы: продовольственные товары, медь, лесоматериалы. После долгих пяти лет целенаправленной работы можно было порадоваться первым скромным итогам: в 2000 году мощности порта были загружены на 26% и получена прибыль от основной деятельности. А самое главное - к концу 2001 года порт, еще недавно стоявший на краю экономической пропасти, погасил все долги в бюджеты различных уровней. В 2002 году Федеральная служба финансового оздоровления России, рассмотрев вопрос финансового состояния морского рыбного порта, отметила удовлетворительную структуру баланса и устойчивое финансовое положение предприятия. Деятельности руководства порта, в период вывода предприятия из их предбанкротного состояния, была дана очень высокая оценка.

Шнякина Л.Н.,
зам. управляющего порта по экономике.

Возврат к списку