56 лет в рыбном порту. Воспоминания женщины-докера | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

56 лет в рыбном порту. Воспоминания женщины-докера

07.03.2018 16:04:00

   В Мурманском морском рыбном порту большинство работников, конечно, составляют мужчины. Особенно на передовой линии – на причалах. Однако был период, когда в порту работали женские докерские бригады. Сформированы они были в годы Великой Отечественной войны, когда большинство мужчин-портовиков ушли на фронт. И тогда места докеров в трюмах и на причалах заняли их жены, сестры, матери, приняв на себя всю тяжесть перевалки рыбы, а также военных грузов, доставлявшихся судами полярных конвоев.

   Когда война отгремела, женские бригады в порту расформировывать не стали. Ведь мужчин все равно не хватало, слишком многие не вернулись домой. В одну из таких бригад в морозном феврале 1962 года и вступила комсомолка Раиса Мешкеева.

- Я родом с Тамбовщины, из деревни, - рассказывает Раиса Дмитриевна. - Дочь фронтовика, отец сражался под Сталинградом, брал Кенигсберг. Я росла обычной деревенской девчонкой, никакого труда не боялась, работала в колхозе за трудодни. А после восьмого класса поехала в Мурманск - на свадьбу к двоюродному брату, он работал инженером в конструкторском бюро. К тому времени на Север уже много наших родственников перебралось – двоюродный брат, тётка. Родной брат в «Мурмансельди» работал. В общем, у тетки я и осталась. 20 февраля 1962 года пошла работать в порт.

   Поначалу тамбовской девчонке пришлось непросто, несмотря на колхозную закалку. Женщины работали в порту наравне с мужчинами, особых поблажек никто не давал.

1964. Женская бригада докеров

- Первое время мне было очень тяжело – на судах везли морского окуня. А он очень колючий, не знала, как взять, все руки исколола, - вспоминает Раиса Дмитриевна. – Но девчата из бригады всё объяснили, показали. Работали мы и на причалах, они тогда еще были деревянные, и в трюмах. Грузили рыбу, консервы, металлическую клёпку для тарного комбината, бочки, соль, лёд. Деревянные стампы для рыбы были очень тяжелые, двигать их было непросто. Мороженой рыбы тогда не было, траулеры привозили или свежую или солёную. Мужчины-портовики нам, конечно, старались помочь, но у них и своей работы хватало.

- Зато после деревни рыбы, наверное, вдоволь наелись?

- Да как сказать, - смеётся Раиса Дмитриевна. – Я в 1961 году в Мурманск приехала, а в 1962 году копченая рыба из магазинов просто пропала. Всё уходило внутрь страны. Рыбные наборы на работе нам выдавали только перед отпуском. Ну или экипаж траулера, бывало, поделится. Но попробуй эту рыбу ещё пронеси через проходную. Проверяли там строго. Вообще, со снабжением в городе было не очень. Белый хлеб, например, не было. У двоюродного брата тогда ребенок родился, вот только детям белый и давали. Когда Хрущев в Мурманск приехал и на стадионе выступал, горожане чуть ворота не снесли, требуя наладить снабжение не только хлебом, но и трусами, носками, другими предметами первой необходимости.

   Во время того визита в Мурманск Никита Сергеевич свое выступление перед мурманчанами начал с обращения «Дважды дорогие северяне», намекая, что из-за полярок жители Крайнего Севера дорого обходятся стране. Ну и напоролся на острую реакцию мурманчан с неприятными вопросами.

- А вы сами тогда Хрущева видели? Он же приходил в рыбный порт…

- Конечно. Он пришел на причалы, поднялся на палубу судна. А мы стоим там в рыбацких робах. Вообще, важных гостей в Мурманске в те годы много было. Девчата из другой бригады Гагарина видели, а я была на встрече Фиделя Кастро, высокий такой, видный... Много было ярких моментов в молодости.

1962 г. Июль. Визит Н. С. Хрущёва в порт

- Бригада у вас дружная была?

- Конечно! Прекрасно помню Машу Авдеенко, Валю Савчук. Правда, и текучка кадров тоже была. Молодежи много, кто-то в декрет уходил, кто-то в поисках более легкой работы. Зато посиделки часто устраивали, особенно когда премию получим. На одной из таких вечеринок я и с будущим мужем познакомилась.

- Он тоже в порту работал?

- Да, водолазом. Я тогда у тёти жила. А как замуж вышла, сняли квартиру в частном секторе. А потом и от порта комнату в деревянном доме получили. Зато с отоплением, холодной водой, а со временем даже газовую плиту поставили. А уже позже, когда детки появились, получили трехкомнатную квартиру на Беринга.

   Постепенно женщин стали переводить из докеров на более легкие работы, кого на коптильный завод, кого на рыбокомбинат, кто-то смог выучиться на крановщицу.

- В зарплате мы тогда много потеряли. Ведь будучи докерами, получали 200-500 рублей в месяц – очень хорошие деньги по тем временам, - сетует Раиса Мешкеева. – Но с причалов нас убрали. Я с 1988 года работала гардеробщицей в первом районе порта, потом уборщицей, а с 2007 года и по сей день тружусь в здравпункте ММРП.

   В рыбном порту Раиса Дмитриевна проработала уже 56 лет, и на отдых, хотя давно на пенсии, не собирается.

- В Тамбовскую-то область не хотите вернутся – на родину?

- Нет. Я туда и так каждое лето приезжаю. Отдохну месяц, и меня сразу в Мурманск тянет. Не могу без Севера. Здесь давно уже мой дом, родина моих детей и внуков…