В январе грузооборот рыбы в Мурманске сократился почти на 40 процентов

08.02.2017 09:18:00

На ситуацию повлияли штормы и… препоны со стороны контролирующих органов

Первый месяц 2017 года оказался неутешительным для Мурманского морского рыбного порта. Общий грузооборот терминала упал на 15,5% (18,6 тысячи тонн против 22 тысяч в январе 2016-го), рыбопродукции – на 39% (9,2 тысячи тонн против 15 тысяч). Десятикратный рост перевалки альтернативных грузов (2,1 тысячи тонн против 0,2 тысячи) выправить ситуацию с грузооборотом «ММРП» не смог. Слишком сократились объемы доставки рыбы в Мурманск. Так, в январе 2016 года в порт зашло 71 судно, работающее в рыбной отрасли, а в минувшем месяце только 48.

Конечно, нерадостной ситуации поспособствовала плохая погода на промысле. Так, из-за январских штормов прибрежники доставили в порт только 800 тонн охлажденной рыбы, хотя обычно за месяц добывают 1000-1500 тонн. В целом по Северному бассейну вылов составил 26 тысяч тонн, что меньше уровня прошлого года на 6,3 тысячи.

Но на одну стихию кивать нельзя. Промысловики Северного бассейна с каждым годом все меньше и меньше доставляют рыбы на родной берег, предпочитая выгружаться в иностранных портах. Основная причина (особенно в последние пару лет) – экономическая: валютоёмкую рыбку выгоднее сдавать за рубеж. А значит, российские береговые предприятия (докеры, рыбопереработчики, судоремонтники) остаются без работы.

Посредники для причалов

Неожиданный рецепт спасения береговой отрасли предложил глава Росрыболовства Илья Шестаков. В недавнем интервью «Российской газете» он посетовал, что рыбные порты теряют свою специализацию.

- Чтобы развернуть эту тенденцию, мы перезаключаем с собственниками портовых территорий договоры аренды причальных стенок - они являются госсобственностью и находятся в управлении нашего подведомственного учреждения «Нацрыбресурс», - заявил Илья Васильевич. - Условия аренды причальных стенок в рыбных портах предусматривают сохранение отраслевой специализации и создание условий для перевалки рыбы. Это один из важнейших шагов, который позволит рыбакам выгружать и хранить продукцию именно в российских портах.

Получается, что глава рыбной отрасли России предлагает ввести еще одну прокладку между промысловиками и потребителем, которая наверняка увеличит цену на и без того недешевую рыбу. Более того, пример рыбных портов на Дальнем Востоке показал, что «Нацрыбресурс» почти не вкладывается в модернизацию причалов, отданных ему в управление, полностью переложив эту обязанность на стивидорные компании. В связи с этим полпред в ДФО Юрий Трутнев даже предложил разогнать «Нацрыбресурс» как вредную организацию.

Также Шестаков рассказал о важности инвестиций в более крупные холодильники в портах. Дело нужное, конечно, но где гарантия, что рыба поступит на российский берег в объеме, достаточном для заполнения модернизированных холодильных мощностей? Так, АО «ММРП» в состоянии принять более 35 тысяч тонн продукции единовременно. Однако на данный момент в наших холодильниках хранится всего 12 тысяч тонн. В общем, пока у крупных рыбопромысловых компаний не появится заинтересованность во внутреннем рынке, ситуация в портах в лучшую сторону вряд ли изменится. 

Рыбаки винят контролёров

Кстати, сами рыбаки сокращение судозаходов в родной порт объясняют избыточным давлением со стороны государства. Так, 3 февраля Мурманск посетил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев. Заполярные промысловики рассказали ему о своих в проблемах. Одна из них связана с осуществлением контрольных процедур при оформлении рыбопромысловых судов и продукции в рыбном порту. Постоянные задержки с оформлением, по словам председателя правления Союза рыбопромышленников Севера Владимира Григорьева, являются одной из причин снижения объемов перевалки рыбной продукции в Мурманске.


Если у вас возникли вопросы, вы можете обратиться к нашим менеджерам