Мурманский рыбный порт не прекращал свою работу даже в годы войны

20.10.2015

В эти дни Мурманская область отмечает 71-ю годовщину разгрома немцев в Заполярье. Напомним, в октябре 1944 года Красная Армия в ходе ожесточенной Петсамо-Киркенесской операции выбила противника из советского Заполярья и Северной Норвегии. Так, например, 21 октября части 14-й армии вышли на государственную границу СССР, 22-го освободили Никель, а 25-го – Киркенес. Военные действия на Кольском полуострове были практически окончены. Этому предшествовали три года упорной обороны на Мурманском и Верманском направлениях, боев за полуострова Рыбачий и Средний, и, конечно, подвиги красноармейцев, моряков Северного флота и летчиков.

Впрочем, в прифронтовом Мурманске было ненамного легче, чем на передовой. Немецкая авиация пыталась уничтожить город и порт, чтобы прервать снабжение СССР грузами по ленд-лизу. Приемом и разгрузкой транспортов союзников, которые привозили вооружение, технику, боеприпасы, продовольствие, занимались работники рыбного и торгового портов. Кроме того, докеры рыбного порта еще принимали и промысловые суда, чтобы быстрее накормить и солдат, и жителей города. Приведем лишь несколько примеров их отчаянной работы.

В 1941 году, чтобы повысить скорость разгрузки, портовики в срочном порядке проложили вдоль кромки причалов рыбного порта железнодорожную ветку.

- Подручным материалом служили металлолом, рельсы и шпалы, снятые с тупиков. Все делалось вручную. Разрушаемые вражескими бомбами пути тут же восстанавливались, - вспоминал начальник железнодорожного хозяйства порта Измаил Сулякаев. - Мы выполнили эту работу раньше установленного командованием срока!

В августе 1941 года отличился капитан порта Константин Соболев, успешно руководивший проводкой промысловых судов из Мурманска в Архангельск через зону боевых действий.

Так как портовая молодежь в основном ушла на фронт, основная тяжесть докерских работ легла на вернувшихся в строй пенсионеров и… женщин. Документы военной поры сохранили имена неутомимых тружениц, разгружавших пришедшие в порт суда, снабжавших их углем, солью, льдом. Это докеры Батурина, Великанова, Худякова, Кузнецова и многие другие.

Неоднократно отличились и работники пожарной охраны порта. Во время одного особо массированного авианалета в апреле 1942 года погиб на боевом посту пожарный инспектор Михаил Евдокимов. Тогда же сандружинница порта Александра Турова спасла двух тяжелораненных офицеров-союзников.

Впрочем, портовики совершали чудеса героизма не только при разгрузке судов, борьбы с огнем или восстановления причалов и погрузочных мощностей. Они заново отстраивали жилье в разрушенном Мурманске, обучали подростков для работы в порту и вместе с промысловиками отправили в блокадный Ленинград три эшелона с рыбой!

Подробнее о деятельность рыбного порта в годы можно прочитать на сайте ОАО «Мурманский морской рыбный порт» в разделе «История порта».