Рельсовая война по-мурмански

25.01.2017 15:00:00

Сказка про лису и зайца обрела воплощение в отношениях между рыбным портом и Первым мурманским терминалом.

Мурманский морской рыбный порт – это не только 4,5 км причальной линии, могучие портальные краны, юркие электропогрузчики и вместительные холодильники. Это еще и несколько километров собственных железнодорожных путей, и два маневровых локомотива. Пыхтящие работяги подхватывают вагоны-рефрижераторы с рыбой и тащат их к рельсам Октябрьской железной дороги. Там вагоны цепляют к большим составам, и мурманская рыба уезжает в центральную Россию. Таскают портовые локомотивы и цистерны с топливом для котельной ММРП. Соответственно, и от них тоже зависит теплоснабжение одного из микрорайонов Мурманска – нескольких десятков домов на Жилстрое.

Впрочем, недавно размеренная жизнь портовых локомотивов – рыбу туда, топливо сюда – оказалась в буквальном смысле сорвана. Начальник станции Новорыбная отказался пропускать их на свои пути, пока ММРП не представит ряд документов о техническом состоянии своего подвижного состава. Подождите-подождите, ведь Новорыбная, судя по названию, тоже принадлежит порту? Да, но не совсем. Дело в том, что в 2005 году тогдашнее руководство ОАО «ММРП» сдало в аренду на 35 лет нефтебазу Первому мурманскому терминалу. А заодно прилегающие к ней пути, стрелки, переезды и станцию Новорыбную! По сути, между железнодорожной артерией порта и территорией РЖД образовался своеобразный шлюз, принадлежащий на праве аренды Первому мурманскому терминалу (далее ПМТ). Впрочем, федеральные чиновники, принявшие тогда это решение, о возможных последствиях не задумывались. Или удачно делали вид. 12 лет эта ситуация, по большому счёту, никого не беспокоила, ведь государство управляло портом спустя рукава. Но внезапно ситуация резко переменилась. Шлюз закрылся!

 

Казус белли

Какие же документы потребовал от АО ММРП могущественный начальник станции Новорыбная? И почему порт не в состоянии их представить?

- ПМТ потребовал от нас документы о техническом состоянии подвижного состава с копиями актов о клеймении узлов оборудования локомотива с данными о прошедшем ремонте, - рассказывает начальник железнодорожного хозяйства АО «ММРП» Дмитрий Абросимов. – Эти документы с порта никто никогда не требовал, так как весь текущий ремонт локомотивов мы делали своими силами, хватало квалифицированных специалистов. Ревизоров со стороны Минтранса качество нашего ремонта устраивало, о чём свидетельствуют акты полугодовых осмотров наших тепловозов, технические паспорта и акты проверки Северо-Западного управления Государственного железнодорожного надзора. А такой документ – о клеймении узлов оборудования – с нас потребовали впервые.

Возникает вопрос: а вправе ли вообще начальник станции Новорыбная запрещать движение локомотивов порта по путям ПМТ? Согласно пункту 8 приложения 5 «Правил технической эксплуатации железных дорог», выезд подвижного состава согласовывается владельцем ж/д путей с владельцем локомотивов. Но ведь, по сути, владельцем путей и станции является именно АО «ММРП», а ПМТ только арендатор! Однако кто сидит на стрелке – тот, похоже, и заказывает музыку.

- В ответ на запрос мы отправили в ПМТ копии имеющихся актов полугодовых осмотров и техпаспортов, - объясняет Дмитрий Абросимов. – Тем не менее, они задерживали наши тепловозы еще несколько раз!

 

12 лет бесхозяйствования 

Основная претензия, озвученная руководством ПМТ и начальником станции Новорыбная к порту, одна – плохое техническое состояние локомотивов. Дескать, 12 лет они у вас без капремонта. Акты, подписанные ревизорами ОАО РЖД, начальника Новорыбной не устраивают, мол, ситуацию с подвижным составом он знает не понаслышке. Откуда же? Очень просто – ведь Новорыбной сейчас руководит человек, который до ноября прошлого года возглавлял… железнодорожное хозяйство АО «ММРП». Проработал он в этой должности 12 лет. За это время железнодорожное хозяйство порта пришло в полный упадок. Дошло до того, что на некоторых неиспользуемых путях просто пропали рельсы! В 2016 году новое руководство порта несколько раз требовало навести порядок, но безрезультатно и, в итоге, начальник ЖДХ был уволен за неумение организовать работу. Сейчас в порту идёт проверка деятельности бывшего сотрудника, готовятся материалы для передачи в полицию.

Резонный вопрос: почему за эти 12 лет он ни сделал практически ничего для улучшения технического состояния локомотивов ММРП? И, критикуя сейчас качество ремонтов, сделанных сотрудниками порта за минувшие годы, не ставит ли бывший начальник ЖДХ «ММРП» самому себе оценку «неудовлетворительно»?

- Самое забавное, что у тепловозов, принадлежащих ПМТ, наверняка нет тех же документов, что руководство нефтяного терминала запросило у нас, - считает Дмитрий Абросимов. – Ведь они ремонтировались точно также, как и локомотивы порта, то есть силами специалистов их железнодорожного хозяйства. И техническое состояние этих тепловозов заверено такими же полугодовыми актами РЖД, как и у наших.

 

АО «ММРП» готово расторгнуть договор аренды

Ситуация, честно говоря, как в сказке про лису и зайца. Напомню, пустил заяц рыжую пожить в своей лубяной избушке, а она его выгнала. Именно так сейчас себя ведет арендатор (ПМТ) по отношению к собственнику (порту).

По сути, арендатор запрещает АО «ММРП» осуществлять хозяйственную деятельность на своей же территории. Это подрывает договор аренды, лишая его всякого смысла. Арендатор должен эффективно использовать полученное имущество, а не препятствовать деятельности арендодателя! Такое прямое нарушение обязательств вынуждает порт просто разорвать договор аренды №222.

Понятно, что движет бывшим начальником ЖДХ– обида за увольнение. Но непонятно, почему руководство ПМТ идёт у него на поводу. Этот произвол уже привёл к финансовым потерям «ММРП»: была сорвана подача цистерн для слива топлива на котельной и несколько дней портовики не могли отправить вагоны с рыбой.

Кстати, рыбный порт тоже может поиграть в войну запретов и барьеров. Дело в том, что стрелка №24 на сливных путях нефтебазы - осталась в собственности ММРП! Про неё почему-то забыли при тотальной сдаче всего имущества нефтебазы в аренду в 2005 году. Наверняка, перекрытие этой стрелки доставит мало радости ПМТ. Однако АО «ММРП» не хочет начинать эту бессмысленную рельсовую войну. Ведь если у руководства ПМТ опять возникнет мысль перекрыть доступ локомотивам порта на Новорыбную, от этого может пострадать не только порт, но и Октябрьская железная дорога. Дело в том, что в ММРП сейчас ждут подхода 95 цистерн с топливом для котельной. И если они застрянут на Новорыбной, это ударит не только по порту, но и по ПМТ, и даже по станции Кола. Более того, это поставит под угрозу теплоснабжение Жилстроя, что в разгар зимы, согласитесь, граничит с преступлением!

И дай бог, чтобы шлюз на Новорыбной не превратился в тромб, закупоривший движение тепла по венам Мурманска!

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ 

В 2016 году новое руководство Мурманского морского рыбного порта вложило в ремонт железнодорожного хозяйства 7,9 миллиона рублей.