Кто обеспечит защиту государственных интересов? | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

Кто обеспечит защиту государственных интересов?

25.10.2005

Норвегия, похоже, целенаправленно выдавливает Россию из богатых рыбой регионов Баренцева моря.

Инцидент с российским траулером «Электрон» впервые привлек столь широкое внимание общественности к противоречиям между Россией и Норвегией в вопросе о способах добычи рыбы в западных районах Баренцева моря. А ведь только за прошлый год норвежские власти незаконно арестовали 13 российских судов, чьи хозяева в итоге терпели большие убытки. 

Инциденты с якобы незаконным выловом рыбы в районе Шпицбергена всегда были сезонными и происходили ближе к октябрю. В это время собирается российско-норвежская комиссия, которая распределяет квоты на вылов рыбы в районе архипелага. Спонтанные, эмоциональные действия капитана российского корабля, устроившего побег из-под носа норвежских пограничников, показали - вопрос нуждается в срочном урегулировании. 

Что же на протяжении веков привлекало внимание больших государств к скалистым заполярным островам? Поначалу, конечно, крупные промысловые млекопитающие: тюлень, нерпа, кит. А в 1906 году американец Джон Монро Лонгиар со своими компаньонами основывает Арктическую угольную компанию, которая ввела в эксплуатацию первую угольную шахту на том самом месте, где теперь расположена административная столица Шпицбергена Лонгербюйн. 

Американец знал, во что вкладывать деньги: Шпицберген богат углем самого высшего качества – бездымным кардифом, ценившимся на вес золота, особенно военными, – обнаружить боевую эскадру по дымам в открытом море практически невозможно. Крупные залежи такого угля встречались когда-то в Англии, но за века эксплуатации к началу прошлого века были практически истощены. Именно поэтому в Париже еще в 1920 году Америка, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали договор о Шпицбергене. О рыбе тогда мало кто думал. 

Договором абсолютный суверенитет над островом передавался Норвегии, как бы в виде «приданного», - напомним, что в 1920 году Дания признала ее независимость. В соответствии с договором гражданам стран, подписавших его, предоставлено равное с норвежцами право заниматься на архипелаге хозяйственной и научной деятельностью, запрещается использование архипелага в военных целях. СССР не мог остаться в стороне, присоединившись к договору в 1935 году. 

В 1947 году норвежский парламент принял резолюцию, отмечавшую особые экономические интересы Советского Союза на Шпицбергене. На архипелаге открылось консульство СССР и появились два поселка советских шахтеров - Баренцбург и Пирамида. Полноправным хозяином шахт стал Арктикуголь - могучая организация, чеканившая даже собственную монету. 

С годами значение угольных промыслов значительно упало – промышленность перешла на более удобные виды топлива. И тогда на первый план вышли рыбные запасы прилегающей акватории. Рыбы тут действительно много, и самой разной: пикша, треска, сельдь, палтус и прочее. У архипелага, где много рыбной еды и холодное северное солнце лучше прогревает воду, - буквально рыбий заповедник. В северных морях рыбаки могут неделями безуспешно гоняться за косяками, а здесь рыба есть всегда, и без улова от Шпицбергена никто не уходит. 

Страны договорились, что Шпицберген - норвежский остров, но рыбачить около него можно всем подписавшимся. Норвегии «рыбные аппетиты» соседей нравились все меньше. Но отменить договор она не могла. Зато вполне могла принимать свои, внутренние законы о рыболовстве, которые распространялись и на острова, как на суверенную территорию. 

Норвежская сторона несколько раз расширяла ширину территориальных вод и в одностороннем порядке - путем принятия соответствующих законов - меняла правила лова. Наконец, в 1977 году король подписал указ о расширении рыбоохранной зоны вокруг архипелага на 200 миль, что фактически привело к закрытию всей западной части Баренцева моря для российских рыбопромысловых судов. 

Естественно, СССР не смог согласиться с Его Величеством и норвежским парламентом. Любопытно, но эту зону признали только два государства, которые сами не ведут промысел в этом районе, - Канада и Финляндия. Но теперь все суда, не только российские, но и Европейского союза, которые не признали норвежскую инициативу, задерживаются в этой зоне.

Таким образом, сложился юридический казус, состоящий в том, что, реализуя свои суверенные права, определенные Парижским договором, Норвегия нарушает другие пункты этого соглашения. Эта политика всегда признавалась ущемляющей интересы России и воспринималась как целенаправленные попытки выдавить РФ из богатых рыбой регионов Баренцева моря. 

В целях разрешения этих и аналогичных противоречий с 1978 года все вызывающие напряжение вопросы стали решаться путем ежегодно заключаемых двусторонних соглашений. Наконец, в 1995 году для урегулирования всех спорных вопросов была создана специальная двусторонняя комиссия, которая с тех пор собирается ежегодно. 

Между прочим, ее ближайшее заседание назначено на 22-28 октября. Согласно регламенту по итогам каждого заседания комиссии подписывается протокол, содержащий промысловую статистику за прошлый год, с учетом которой устанавливаются квоты на следующий. Одновременно могут быть скорректированы допустимый размер вылавливаемой рыбы и другие параметры. А поскольку превышение квот в прошлом году автоматически влечет за собой их сокращение на будущий год, норвежская сторона регулярно задерживает российские рыболовные суда и вчиняет им разнообразные иски. 

Так, в течение 2004 года норвежские власти арестовали 13 российских судов, и хотя по итогам судебных разбирательств в норвежских инстанциях эти задержания были признаны незаконными, хозяева судов терпели большие убытки, обусловленные простоями и судебными расходами. Поводы, коими пользуются норвежцы для задержания наших судов, разнообразны: не там и не так ловите, квоты на рыбу другими странами уже выбраны, в районе промысла «санитарный день». Дальше - больше. Норвегия изменяет размеры ячеек сетей и выловленной рыбы. Итог - следуя измененным внутренним норвежским законам, Россия теряет сотни тонн ценной продукции. Теперь обеспечить защиту государственных интересов должны уже дипломаты. 

Таким образом, сложился юридический казус, состоящий в том, что, реализуя свои суверенные права, определенные Парижским договором, Норвегия нарушает другие пункты этого соглашения. Эта политика всегда признавалась ущемляющей интересы России и воспринималась как целенаправленные попытки выдавить РФ из богатых рыбой регионов Баренцева моря. 
В целях разрешения этих и аналогичных противоречий с 1978 года все вызывающие напряжение вопросы стали решаться путем ежегодно заключаемых двусторонних соглашений. Наконец, в 1995 году для урегулирования всех спорных вопросов была создана специальная двусторонняя комиссия, которая с тех пор собирается ежегодно. 

Между прочим, ее ближайшее заседание назначено на 22-28 октября. Согласно регламенту по итогам каждого заседания комиссии подписывается протокол, содержащий промысловую статистику за прошлый год, с учетом которой устанавливаются квоты на следующий. Одновременно могут быть скорректированы допустимый размер вылавливаемой рыбы и другие параметры. А поскольку превышение квот в прошлом году автоматически влечет за собой их сокращение на будущий год, норвежская сторона регулярно задерживает российские рыболовные суда и вчиняет им разнообразные иски. 

Так, в течение 2004 года норвежские власти арестовали 13 российских судов, и хотя по итогам судебных разбирательств в норвежских инстанциях эти задержания были признаны незаконными, хозяева судов терпели большие убытки, обусловленные простоями и судебными расходами. Поводы, коими пользуются норвежцы для задержания наших судов, разнообразны: не там и не так ловите, квоты на рыбу другими странами уже выбраны, в районе промысла «санитарный день». Дальше - больше. Норвегия изменяет размеры ячеек сетей и выловленной рыбы. Итог - следуя измененным внутренним норвежским законам, Россия теряет сотни тонн ценной продукции. Теперь обеспечить защиту государственных интересов должны уже дипломаты, сообщает norge.ru.