'Мурманский вестник': 'Усердия' много, рыбы маловато...' | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

'Мурманский вестник': 'Усердия' много, рыбы маловато...'

08.04.2013

Весьма бурным получилось совещание, которое провела вчера в Мурманском морском рыбном порту губернатор Марина Ковтун. Тема обсуждения говорит сама за себя: «Проблема излишних административных барьеров в рыбной отрасли Мурманской области». Хоть и сидели представители рыбацкого сообщества и контролирующих органов вместе за одним столом, взаимопонимание находили далеко не всегда...

Поводом же для совещания послужили недавние события в Териберке. «Мурманский вестник» рассказывал о них 30 марта. Напомним, доставленный в поселок судном «Россйоки» груз свежеохлажденной рыбы подвергся полномасштабной таможенной проверке. В результате выгрузка затянулась на несколько суток, часть «охлажденки» безвозвратно была испорчена, рыбаки и переработчики понесли значительные потери. И вроде бы таможенники честно выполняли свои должностные обязанности. Но почти четыре тонны свежей трески и пикши, пользующейся у покупателей повышенным спросом, до прилавка не дошли.

Другая «вводная». Многие мурманчане нынче так и не увидели охлажденной мойвы. В чем причина? Рыбаки по привычке обвиняют в ситуации многочисленных контролеров, те в свою очередь не менее традиционно винят в лукавстве промысловиков. Найти золотую середину в который уже раз пытались участники совещания.

Но прежде Марина Ковтун осмотрела некоторые объекты, находящиеся в рыбном порту. Увидела полупустые холодильники, которые, по идее, еще должны бы быть с верхом забиты мойвой. Цеха Мурманского рыбокомбината, в которых, по ее выражению, впору снимать фильмы ужасов - настолько допотопны они и грязны. Посетила и стоявший в порту мурманский траулер, члены экипажа которого без обиняков рассказали о своих проблемах с контролирующими органами. Под впечатлением от увиденного глава региона и открыла встречу.

- Есть две правды, рыбаков и контролеров, и каждая имеет место быть. Но факт остается фактом: рыба испортилась, промысловики остались без денег, - сказала она по поводу случившегося в Териберке. - Вот и давайте разбираться, почему так происходит. Тем более что, по имеющейся информации, подобные случаи не единичны. Рыба-то в море есть. Не хватает слаженности в работе контролирующих органов. Зато в избытке порой излишнее усердие в работе. При одних и тех же федеральных законах наш Мурманский порт считается «красным». И вовсе не в смысле «красивый». А в том смысле, что у нас по сравнению с другими портами, в частности Санкт-Петербургом, чересчур жесткие порядки. Потому и обходят рыбаки наш порт стороной. Так можем мы здесь, на месте, хоть как-то изменить ситуацию? Давайте искать точки соприкосновения.

- Требования по производству досмотровых операций являются абсолютно законными, - высказал свою позицию начальник Мурманской таможни Сергей Опря. - И обсуждать их будет не совсем правильным. У нас были основания для проведения досмотра. И вообще, лично мне никто никаких претензий по поводу испорченной рыбы не предъявлял.

Марина Ковтун предложила вопрос взаимоотношений рыбаков с контролерами развернуть шире. Инцидент в Териберке - всего лишь частный пример. Участники с этим согласились. Так, генеральный директор ООО «Айсберг-Норд», почетный председатель НП «Союз рыбопромышленников Севера» Виталий Касаткин напомнил, в какую проблему превращается растаможивание ввозимых из-за рубежа запасных частей и оборудования. Они превращаются в «золотые». Производить ремонт судов в своем отечестве из-за этого не каждому рыбопромышленнику по карману. Проще и дешевле - на иностранных верфях. И рады бы они помочь российскому судостроению и судоремонту, да только накладно. Вот так и становятся наши суда «незаходными». Кому от этого выгода?

Обе стороны продолжали, порой перебивая друг друга, приводить самые убедительные, на их взгляд, доводы. Многие из них, прямо скажем, не новы. Но от этого, увы, не легче. Решать их все равно надо. Подводя итоги дискуссии, губернатор заявила:

- Думаю, что все еще можно поправить. Да, есть федеральные законы. Но и на местах вполне можно предпринять шаги, чтобы не допускать ситуаций, когда рыбаки остаются без зарплаты. Повторюсь, есть две правды. Рыбацкая и контролирующих органов. Все свою работу делают правильно, но что в итоге?

Напомнив участникам совещания ставшую крылатой фразу «Хватит кошмарить бизнес!», Марина Ковтун подчеркнула:

- Кормит страну в первую очередь предприниматель. И налоги в бюджет дают рыбопромышленник, судоремонтник и переработчик, а не контролер. Все контролирующие органы получают зарплату из бюджета. Так и должны быть расставлены акценты. Что бы ни говорили, но мы должны прежде всего думать о рыбаке. О штурмане, тралмейстере, матросе, которые по девять месяцев в году болтаются в море. И которые должны кормить свои семьи. Я сама дочь рыбака и знаю, что это такое - ждать отца с моря. Очень хочется, чтобы рыбаки возвращались с промысла и с рыбой, и с хорошими заработками. И если для этого нужно будет как можно чаще собирать «рыбных генералов» и командиров контролирующих органов, будем это делать хоть каждый месяц. Главное, чтобы двигалась работа. Я, конечно же, буду и дальше на стороне рыбаков.

Андрей ПОПОВ, «Мурманский вестник»