Сегодняшний день внушает надежды, что положение порта способно измениться в лучшую сторону | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

Сегодняшний день внушает надежды, что положение порта способно измениться в лучшую сторону

06.07.2007

Владимир Соколов, генеральный директор ОАО «Мурманский морской рыбный порт»: «Сегодняшний день внушает надежды, что положение порта способно измениться в лучшую сторону»

С чего начинается Мурманск? С рыбного порта! Старейшее предприятие города – можно считать главным, градобразующим предприятием, давшим Мурманску мировую известность. Потому что Мурманск – это прежде всего – город-порт! Мурманский рыбный порт на протяжении многих десятилетий был успешным предприятием, потом пришло другое время. Портовики прошли через испытания 90-ых, поднялись с колен, но пришло акционирование и рыбный порт опять оказался в непростой ситуации. О сегодняшнем дне главного предприятия города мы попросили рассказать Владимира Соколова, генерального директора ОАО «Мурманский морской рыбный порт».

В.: Владимир Витальевич! В каком состоянии Вам достался рыбный порт? Что было сделано предыдущим руководством?

В. С.: Оценку деятельности прежнего руководства дала проверка, проведенная аудиторами Контрольно счетной палаты. Я не тот человек, который все проблемы предприятия будет списывать на возможные ошибки предшественников, и делать этого не буду. Я пришел сюда для того, чтобы выправить ситуацию, и я это сделаю.

Могу лишь сказать, что: по итогам деятельности порта за 2006 год был получен убыток в размере 158 миллионов рублей и более чем на месяц шла задержка в выплате заработной платы.

В.: Прошло три месяца с момента вступления Вами в должность генерального директора. Что Вы успели сделать за это время? Не опускаются ли у Вас руки?

В. С.: Три месяца – не такой большой срок, чтоб ставить оценки, или делать какие-либо выводы. Вместе с тем, хочу отметить, что в деятельности порта наметились определенные положительные тенденции: заключены контракты на перевалку дополнительных объемов груза(пенополистерол, цемент). Это позволит до конца года получить около 70 миллионов рублей выручки. Удалосьполностью погасить задолженность перед персоналом предприятия по заработной плате. Значительно снижен размер дебиторской задолженности. Если в первом квартале текущего года дебиторская задолженность составляла 223 миллиона рублей, то на сегодняшний день – 160 миллионов рублей. Снижение – 63 миллиона. Также значительно снижен размер кредиторской задолженности. В первом квартале текущего года кредиторская задолженность составляла 315 миллионов рублей. На сегодняшний день – 185 миллионов рублей. Снижение – 130 миллионов рублей.

По итогам деятельности порта за второй квартал пока еще получен убыток в размере 5,5 миллиона рублей. Но это почти в 6 раз меньше, чем было во втором квартале прошлого года, когда этот показатель составил 31,2 миллиона рублей.

В настоящее время портом перечислено налогов на 17 процентов больше, чем во втором квартале прошлого года. Если в 2006 году сумма налогов составила 35 миллионов рублей, то в настоящее время этот показатель увеличился до 41 миллиона рублей.

Так, что сегодняшний день внушает надежды, что положение порта способно измениться в лучшую сторону, и что предприятие сможет вернуть свою былую славу. Но для этого нужно много сделать, поэтому руки опускать некогда – надо работать!

В.: Владимир Витальевич! Какие задачи Вы считаете приоритетными, первостепенными для выправления положения в рыбном порту?

В. С.: Если коротко: увеличение объемов грузооборота, в том числе за счет устранения межведомственных и бюрократических препятствий при заходе рыболовных судов в порт, наведение порядка с использованием материальных ресурсов, режим экономии, рациональное расходование финансовых средств. Я поставил задачу довести режим экономии до 50 процентов. В настоящее время мы уже добились 30-процентной экономии.

В.: Какая помощь и от кого Вам нужна сейчас на региональном и федеральном уровне?

В. С.: На региональном уровне – нужна помощь рыбопромысловиков. Чтоб суда всю выловленную рыбопродукцию доставляли под выгрузку в рыбный порт, а мы со своей стороны постараемся сделать все необходимое, чтоб рыбаки перестали считать наш порт вражеским. Мы должны стать конкурентами норвежским портам.

На федеральном уровне. Назначенный на пост руководителя Федерального агентства по рыболовству Андрей Анатольевич Крайний, ранее работавший директором Калиниградского морского рыбного порта, как никто другой знает проблемы рыбной отрасли, связанные с несовершенством законодательной базы.

На недавней встрече с рыбопромысловиками Мурманска он отметил, что работа в этом направлении будет вестись постепенно и взвешенно, будут внесены изменения в Правила рыболовства, чтобы в российской экономической зоне промысел вели только российские компании. Кроме того, руководитель ФАР сообщил, что планирует внести на рассмотрение правительства России проект создания свободной экономической зоны в российских рыбных портах, регламентирующий квотирование и промысел. Для рыбаков, которые поставляют рыбу на российский рынок, должна быть установлена соответствующая, более низкая, ставка, чем для работающих на экспорт.

В.: Владимир Витальевич, какие меры могут оздоровить ситуацию?

В. С.: В первую очередь – нужны финансовые вливания за счет инвесторов, помощи со стороны государства в виде беспроцентного кредита или кредита под минимальный процент. Это необходимо для того, чтобы провести модернизацию или замену устаревшего оборудования. Износ основных фондов в порту сегодня составляет более 70 процентов.

Завтрашний день предприятия. Хотелось бы, чтобы порт стал современным хорошо оснащенным комплексом, оказывающим рыбакам услуги на уровне мировых стандартов или хотя-бы, так как это делается в соседнем с нами норвежском Киркинесе.

В.: Есть ли у компании реальные проекты по оздоровлению порта, по увеличению его загрузки?

В. С.: Такие проекты есть, и я уже говорил о реально принятых мерах по увеличению загрузки порта - это уже заключенные контракты по перевалке нетрадиционных грузов. Кроме того, на утверждение в совет директоров порта направлена программа стабилизации финансово-экономического состояния порта, которая включает в себя программу антикризисного управления и ряд мероприятий на среднесрочную перспективу - год и более. Я уверен, что реализация этих мероприятий позволит порту существенно улучшить свое финансовое положение.

Конкретно о программе стабилизации можно будет говорить после ее рассмотрения и утверждения советом директоров.

В.: Сегодня много говорится о Мурманском транспортном узле, о создании портовой зоны и о строительстве на западном берегу Кольского залива – при этом мощности рыбного порта простаивают. Насколько это правильно, как можно реализовать потенциал порта с учетом этих проектов?

В. С.: Прежде всего – это специфика перерабатываемых грузов. На западном берегу Кольского залива предусматривается строительство терминалов по перевалке угля и нефтепродуктов. Наш же порт – рыбный.

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий возможность создания особых экономических зон в портах. На основании этого закона Мурманский порт может получить статус особой портовой экономической зоны. О ее создании говорится уже не первый год – рыбный порт уже дважды, в 2000 и 2004 годах предпринимал попытки создать такую зону. И только сейчас появились реальные предпосылки к ее реализации.

С созданием особой экономической портовой зоны привлекательность Мурманского морского рыбного порта для захода отечественных судов значительно возрастет. Так как, в этом случае практически полностью исчезнут проблемы с оформлением таможенных процедур, появится возможность захода в порт бербоут-чартерных и лизинговых судов. Это позволит увеличить объемы перевалки рыбопродукции через Мурманский морской рыбный порт, что в свою очередь позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Пока этого нет мощности порта задействованы только на 25 процентов!

В.: Из города видно, что старые заводские здания на территории порта ухожены, в них теплится жизнь (например, здание старого коптильного завода № 1). Чем занимаются многочисленные фирмы и фирмочки сегодня?

В. С.: На территории порта расположено около 100 предприятий различных форм собственности. В основном все они занимаются бизнесом, так или иначе связанным с рыбной отраслью: рыбопереработкой, хранением рыбопродукции, обеспечением судовладельцев снабжением, тарой и орудиями лова.

Это и рыбокомбинат (М.И. Зуб), рыбомукомольный завод (Ш.А. Гусейнов), фабрика орудий лова, тарный комбинат, ООО «Робинзон» и многие другие.

В.: Как складываются у ММРП взаимоотношения с многочисленными предприятиями? С кем работается хорошо, кто мешает работе?

В. С.: Взаимоотношения с предприятиями, расположенными на территории порта, сложились не сегодня. Это отношения взаимопомощи и взаимопонимания. Разумеется, бывает, что возникают некоторые проблемы. В основном это связано с тем, что порт – это режимная территория, но мы всегда находим компромиссные решения, устраивающие обе стороны. Поэтому, конкретно называть какие-то предприятия, думаю, нет необходимости. Идет рабочий процесс.

В.: Владимир Витальевич, приближается праздник - День рыбака. Какие слова Вы бы хотели донести до работников порта?

В. С.:Уважаемые портовики! Поздравляю Вас с праздником Днем рыбака! Желаю вам и вашим близким здоровья, счастья и благополучия.

А всем нам – успешной и стабильной работы, больших объемов грузов и уверенности в том, что наше предприятие способно справиться с временными трудностями и добиться осуществления намеченных целей.