В ожидании прихода «по зеленой» | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

В ожидании прихода «по зеленой»

04.02.2005

В четверг в Союзе рыбопромышленников Севера прошло оперативное рабочее совещание с участием представителей областной и городской администраций, портовиков, таможенной и пограничной службы, руководителей из других флотов региона. Обсуждались проблемы, связанные с началом промысла 2005 года.

Как отметил гендиректор СРпС Геннадий Степахно, сейчас на промысле находится порядка 30-35 судов, тогда как должно было быть - до 60-70 единиц. Причина – отсутствие федерального корректива 498 приказа о минимальных нагрузках, ограничивающего работу судов лимитами вылова. Предложения Союза по решению этой проблемы находятся в Москве, и куратор рыбной отрасли в Минсельхозе – заместитель министра Сергей Митин - обещал внести соответствующие изменения и дополнения буквально со дня на день.

Этот вопрос разрешить без участия федералов нельзя, но назрели те, что решаемы здесь и сейчас, в их числе - упрощение процедур судозахода в порт: постановка у причала и на рейд, таможенное и пограничное оформление, погрузо-разгрузочные операции и т.д.

Планы и факты

Грузооборот рыбопродукции в Мурманском рыбном порту увеличился в полтора раза, сказал Андрей Тарасенко, руководитель Мурманского морского рыбного порта (правда, не уточнил за какой период: то ли за 2004 год, по сравнению с 2003-м, то ли за январь 2005-го, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года). Он связывает этот отрадный факт с «плодотворной работой порта с добытчиками» и их (промысловиков) верой в стратегические планы порта. 

Наипервейший из них – создание свободной таможенной зоны, которая повлечет за собой, по предварительным расчетам СРпС, только при освобождения от уплаты таможенных платежей за суда, приобретенные и модернизированные за рубежом за прошедший период, за счет доставки ими продукции из донных видов, выловленных в ИЭЗ, увеличение объемов производства в рыбной отрасли и у смежников более чем на 2 млрд рублей и поступление налогов не менее чем на 170 млн рублей.

Свободная экономическая (или таможенная) зона – это высокий штиль, надо ввести в обиход понятие попроще - например, «смена регламента работы причалов». Это А. Тарасенко посоветовали в верхах люди сведущие. 11 февраля данный вопрос будет обсуждаться в Госдуме, и сегодня речь идет о подготовке соответствующего обращения региона для оказания ММРП поддержки в его инициативе. 

Как рассказал А.Тарасенко, с 1 января в Мурманском рыбном порту работают только материально-ответственные за груз бригады докеров, делается дополнительное пакетирование продукции целлофаном. Каждые 10 дней танкер выходит на промысел для бункеровки судов. Но акциз не позволяет гибко реагировать на изменение цены за топливо, которая зачастую более приемлема для судовладельцев за рубежом, а не в родном порту. Стоимость погрузоразгрузочных работ, тарифы в порту не изменились и в ближайшее время пока останутся прежними. Проведены гидрологические работы фарватера Кольского залива, ожидается корректура карт.

Повышаются требования к пропускному и пограничному режиму, ведь порт является международным пунктом пропуска. А.Тарасенко привел пример, как недавно на 3 дня была остановлена работа Санкт-петербургского морского порта – по причине нарушения режима работы границы. Вопрос потребовал личного вмешательства губернатора СПб Валентины Матвиенко. «Требования повышаются, и нужны средства, чтобы поддерживать работу порта и режим безопасности в нем на высоком уровне», - сказал он.

На совещании выступил представитель фирмы, предложивший массу материальных стимулов, дабы рыбопромышленники заключали с этой компанией договоры на доставку рыбопродукции (по авто- и железной дороге) в российские столицы и отдельные города средней полосы России. Обещал полную ответственность за сохранность груза и его страховку, оперативное реагирование на поступающие заявки. А также посоветовал продавать рыбу непосредственно в Москве, что, по его словам, будет более выгодно мурманским рыбопромышленникам.

Руководитель порта, кстати, заметил, что ему удобнее работать с одним деловым партнером, предоставляющим комплекс услуг, нежели выслушивать жалобы судовладельцев о пропаже фур с рыбопродукцией, покинувших территорию порта (в январе, например, по его словам, пропали 3 машины). Отыскать их не предоставляется возможным, поскольку под «прошедшими» через проходную номерными знаками числятся совершенно другие авто – потрепанные легковушки. 

Деньги, деньги

Судя по эмоциональным выступлениям, накладки в отношениях с рыбным портом выливаются для рыбопромышленников в немалые суммы. К примеру, постановка судна, пришедшего в порт с грузом рыбопродукции, или же вышедшего после ремонта с Мурманской судоверфи, к причалу. Бывает, траулеры перешвартовывают за время нахождения в порту не по разу, причем происходит это не по желанию или вине судовладельца, а по инициативе порта. Ряд рыбопромышленников выступает за оформление всех выходных документов прямо на рейде, без постановки к причалу, как, в общем-то, было и раньше, в советские времена. Вызывает неудовольствие и большое время отстоя в порту перед выходом в рейс – 3 суток. 

В споре родилась истина: ряда неприятных моментов можно избежать, если заранее согласовывать все свои пожелания, планы и действия друг с другом – судовладельцев и работающих с ними служб и органов, и не только портовых. Одно плохо – каждый начальник требует, чтобы спорный вопрос решал лично он, а не кто другой. Это с одной стороны осложняет работу (да и жизнь, ведь нередко по мобильному звонят прямо домой в любое время суток) ему самому, с другой – создает ненужные бюрократические проволочки. 

Скоро - селедка

10 февраля начнется сельдяная путина, в порту ожидают больше судов с рыбой. Ведется подготовительная работа, траулеры намереваются принимать по упрощенному порядку захода в порт и разгрузки («по зеленой»), и в этой связи выражено сожаление, что на большом сборе не было начальника Госадминистрации ММРП, представителей медицинской и ветеринарной служб. Ведь именно по их части работы бывает больше сложностей. Не беда, придут в следующий раз. Кстати, с 27 января по 27 марта руководить вновь созданной территориальной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области («расформирование» Мурманрыбвода) временно будет Павел Должанов, руководитель областного управления ветеринарии.


Таможня - за, но в Москве против

Судовые припасы и продукты питания, которые вывозятся с судов на другие суда, должны подвергаться грузовой таможенной декларации, а не проходить, как раньше, по упрощенной схеме оформления снабжения. Это еще раз подтвердил Сергей Леонидович Крутиков, начальник Мурманского таможенного поста. Ст. 266 п .6 ТК гласит: припасы с разрешения таможенных органов могут временно выгружаться, передаваться на другие суда, осуществляющие международные перевозки товаров, если соблюдаются условия, предусмотренные параграфом - всего 5 условий. То есть они могут выгружаться с целью временного хранения, но не потребления. Выходит, судно одной компании не может передать свои судовые припасы другому судну этой же компании, не говоря уже о чужих, без предъявления грузовой таможенной декларации, цена которой, по мнению таможенника, необоснованно завышена.

Он также отметил многочисленные обращения своих подчиненных по поводу лиц, находящихся в нетрезвом состоянии на борту судна, а также - плохую подготовку штурманами необходимых документов. «Наш инспектор поможет все оформить за 10 минут». 

Судовладельцы в свою очередь предложили таможне издать для штурманов соответствующие памятки, выразили недоумение по поводу причисления ряда товаров и материалов к тем, из которых можно изготовить оружие массового поражения, что влечет за собой запретные меры. «Мы неоднократно обращались к ГТК с просьбой освободить участников ВЭД от таких мер, - сказал С.Крутиков, - но, увы». И напомнил о возможности проведения предварительного декларирования.

Я сказал

«Половина всей, выраженной сегодня, проблематики заключается в том, что статус международного пункта пропуска у Мурманского рыбного порта соответствующим законодательством РФ не определен», - резюмировал Валентин Балашов, начальник отдела, отвечающего за береговую инфраструктуру, областного департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Мурманской области. И действительно, кому, как не ему это знать, ведь в недавнем прошлом он был заместителем Андрея Тарасенко. 

«Не определены и территориальные границы этого пункта, - продолжил Балашов. - Это изложено в письме Виктора Губенко, начальника ПУ ФСБ РФ к губернатору области от 31 декабря прошлого года. Сегодня в региональном правительстве находятся заявления от десятка предприятий, имеющих причальные линии, соответствующие лицензии на работу в морских портах, которые могут вести погрузо-разгрузочные работы, но не имеют возможности оказывать услуги судовладельцам. 

Четвертого февраля у Губенко состоится первое совещание рабочей группы по подготовке документа в правительство РФ по созданию (фактически узакониванию) практики работы в режиме «международный пункт пропуска - морской рыбный порт», с включением четких территориальных границ, где работает пограничная служба, выполняя функции международного пункта пропуска. 

Позиция правительства области – это поддержка инициативы, направленной на развитие Мурманского транспортного узла. Все предприятия, расположенные в Кольском заливе и осуществляющие работу по обработке разного рода грузов судов, будут работать практически в равных условиях. При возможности удовлетворить законные требования пограничной службы по оборудованию своих причалов, территорий, производственных мощностей. 

Вопросы, связанные с функционированием таможенной и пограничной службы, решаются с участием общественных организаций, правительственных учреждений, политических сил, которые могут выносить на федеральный уровень соответствующие предложения об изменениях. Вопросы экономики захода судов упираются в особенности узаконенного пункт пропуска «Мурманский морской рыбный порт». 

Территориальная граница места пограничного оформления, по действующему документу времен Сталина, заканчивается у нас в торговом порту, поэтому в порту рыбном и возникает ситуация работы по практике заключения договора, а в Киркенес судовладельцам заходить гораздо приятнее, чем в Мурманск. 

Здесь важно создать благоприятные условия. Некоторое время назад я знакомился с работой Лондонского порта. Когда был один порт, были одни цены, сейчас там - 67 терминалов и цены в 2 раза ниже, чем в торговом порту Мурманска на те же самые грузы. Пока будет монополия одного предприятия, мы не будем находить с ним общий язык», - заключил недавно призванный на службу чиновник областной администрации. 

Светлана КУЗНЕЦОВА

"Рыбные Ресурсы"