Закипит в порту работа

13.02.2012

Как известно, ОАО «Мурманский морской рыбный порт» распоряжением Правительства РФ включен в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества на 2011-2013 годы. Согласно данному распоряжению 100% акций предприятия должны быть проданы с торгов частному бизнесу не позднее 2013 года. В прошлом году этого сделать не получилось. Владелец ММРП - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) - отменило назначенный на 30 сентября 2011 г. аукцион по продаже предприятия, при этом новая дата проведения аукциона назначена не была. К несостоявшимся торгам начальная цена пакета была установлена на уровне 1,150 млрд руб. Шаг аукциона (величина повышения начальной цены) определен в размере 30 млн руб. На торги выставлялись 4 млн 752 тыс. 760 обыкновенных акций порта - 100% от уставного капитала. Общая номинальная стоимость акций была обозначена в 237 млн 638 тыс. рублей. Эта информация находится в открытом доступе на сайте Росимущества.

Продажа намеченных к приватизации госпредприятий, как правило, осуществляется 2 раза в году - в июне и ноябре, то есть, согласно распоряжению Правительства, Мурманский рыбный порт может быть продан нынешним летом или же осенью.

Это все – в планах, изложенных на бумаге, и когда им будет дано осуществиться (и дано ли это будет вообще?), – бог весть. А жизнь течет своим чередом - рыбный порт готовится встретить очередную мойвенную путину, докеры, как и всегда, будут работать, как говорится, по локоть закатав рукава.

О работе Мурманского рыбного порта в реалиях сегодняшнего времени – наш разговор с генеральным директором ОАО «ММРП» Владимиром Соколовым.

- Владимир Витальевич, расскажите, пожалуйста, об итогах 2011 года?

- Хвастаться особо нечем. Заработки рыбного порта напрямую зависят от объемов выполненных им погрузо-разгрузочных работ. Если сравнивать 2011 год с 2010-м, то рыбопродукции через порт прошло 245 тысяч тонн, что на 36 тысяч тонн меньше. Это вылилось для нас в 15 млн рублей убытка.

- Чем рыбаки объясняют падение объемов доставки?

- Уменьшением в 2011 году квот на сельдь и путассу. Кроме того, некоторые судовладельцы утверждают, что им удобнее выгружаться в порту Санкт-Петербурга, мол, там быстрее оформляется груз и т.д.

- Вы поддерживаете эту точку зрения?

- Нет. Цифры по выгрузке в порту Петербурга, размещенные в Интернете, - те же самые, что и в Мурманске. Те же самые докеры, краны, технические средства обслуживания. Дело в том, что рыбный порт Мурманска работает от своей заявленной производственной мощности всего на одну четвертую. Недоиспользованный запас мощностей – колоссальный, поэтому заработки у докеров и других технических специалистов невелики. Сейчас они обратились к руководству порта за увеличением заработной платы. Но с чего? Мы от государства ни копейки не получаем, всё нужно самим делать. На другие грузы рассчитывали, но их пока нет. О Штокмане много говорится, но пока по Штокману ничего не происходит.

- Какую долю в общем грузообороте рыбного порта составляют сторонние грузы? С чем именно работаете?

- В этом году переваливали щебенку, камень, но при этом грузоотправители или грузополучатели платят только за использованную портовую площадь, а погрузкой-выгрузкой занимаются сами, на собственной технике. Объемы продукции, проходившей через порт в 2011 году, были большие – например, бутового камня для платформы «Приразломная» перевалено 100 тысяч тонн, но мы получали только за площадку.

- В каком состоянии находится портовая погрузо-разгрузочная техника, и достаточно ли квалифицированного персонала для ее обслуживания? Хватает ли докеров?

- Техника не новая, но запчастей к ней приобретаем достаточно, особенно серьезно подходим к мойвенной путине. Самым проблемным звеном для порта раньше была нехватка аккумуляторных батарей. Сейчас закупили их достаточно. И если мощности старых батарей хватало только на 4-6 часов работы, то теперь - на 8-часовую рабочую смену, без подзарядки. Отремонтировали практически все крановое хозяйство, запчасти к кранам поставили новые, остались еще и на замену. Есть у нас дополнительная смена электриков, слесарей, которая будет выходить на ремонтные работы при возникновении нештатной ситуации. Есть план мероприятий, которые мы ведем. К мойвенной путине всегда серьезно надо готовиться. Практика показывает, что суда будут приходить в порт не по одиночке, а группами, ведь промысел у всех флотов начался одновременно. Приходят по 7-8 судов, а в сутки докерам, как ни старайся, больше 2-2,5 тысяч тонн рыбопродукции не выгрузить.

- Есть проблема с текучкой кадров?

- У нас текучки нет. Докеров даже много, но мы не хотим их сокращать, потому что средний возраст докера - за 50 лет. Куда они смогут устроиться, отработав здесь по 10-20 лет? Среди специалистов, которые обслуживают портовую технику, текучки также не отмечается, у нас их полный комплект. Но это тоже – старые кадры, средний возраст – 60 лет. Молодежь, к сожалению, на такую зарплату не идет. Выпускники профтехучилищ по нашим специальностям ищут работу в небольших фирмах с пусть ненамного, но большей, чем здесь, зарплатой.

- На недавнем заседании берегового штаба мойвенной путины рыбопромышленники размышляли, какой транспорт лучше использовать при доставке рыбопродукции в другие регионы страны. И к чему сегодня они склоняются, вам известно?

-Тариф ж/д увеличился с 1 января 2012 года на 6%, сегодня, конечно, дешевле вывозить рыбу автотранспортом. Но, скорее всего, и рефъемкости, которые в порту есть в достаточном количестве, тоже будут задействованы. Порядка 36 вагонов стоят в Мурманске и 40 вагонов – в Коле. Думаю, судовладельцы повезут груз в том числе и вагонами. У нас же как в стране обычно происходит? Только повысят тариф на ж/д перевозки, тут же увеличивается тариф и на автотранспорт.

- Каков, по вашим прикидкам, будет процент использования холодильных мощностей порта во время мойвенной путины? Раньше рыбопромышленники держали продукцию в ваших холодильниках, поскольку эта рыба пользовалась малым спросом в других регионах, и они ждали свою цену. Сегодня мойва, что называется, уходит « влёт».

- Холодильные мощности будут использоваться на 100%. Сразу всю рыбу рыбаки не вывезут. По аналогии с 2011 годом: 30% мойвы от национальной квоты загрузят на холодильники, 70% - отправят по железной дороге и автотранспортом.

- При погрузке рыбопродукции в вагоны и автомашины используются грузчики порта или владельца рыбопродукции?

- Наши докеры. У порта есть лицензия на выполнение такого рода работ. Рыбаки и покупатели рыбопродукции не имеют права этим заниматься.

- С 1 января вы повысили портовые тарифы. Не остерегаетесь, что мурманские траулеры начнут менять порт выгрузки?

- Да, повысили, но незначительно, от 2 до 5 %. Здесь надо отметить, что действующие ныне предельные ставки тарифов для нас введены ФСТ еще в августе 2008 года. В этих пределах мы поднимали тарифы всего дважды – в ноябре 2008-го и вот сейчас. Потому что среди докеров идет волнение. Все же зарплату мы им повышали только в 2010 году, за 2011 год ничего не повышали. А инфляция растет, поэтому с 1 марта 2012 года мы увеличиваем оплату труда всем работникам порта на 6%. Это повышение обойдется по году в 21 млн рублей. Но такие деньги просто так нигде не возьмешь, их еще нужно заработать.

- Это обстоятельство не усилит еще больше конкуренцию ММРП с портом СПб?

- Не думаю. В Петербурге условия такие: первые 5 дней хранение на холодильниках бесплатное, а потом начинается такая прогрессия, что дешевле получается хранить рыбопродукцию у нас.

- Осенью прошлого года Мурманский рыбный порт его владелец - Росимущество -пытался продать. Не получилось. Почему: слишком дорогая была выставлена цена, или имелась какая-то иная причина?

- Неизвестно. Все хотят купить подешевле. Назначены новые оценщики, которые, скорее всего, снизят первоначальную цену еще.

- Кто заплатит этим новым оценщикам за работу?

- Государство, оно и назначает таких специалистов. Порт только предоставляет им «живой» материал, необходимые документы.

- Каковы производственные планы рыбного порта на этот год?

- Исходя из заявок судовладельцев, объемы перегрузки в 2012 году будут больше, чем в прошлом. И у работников порта жизнь станет лучше - этот вывод вытекает из факта увеличения зарплаты. В марте повысим ее на 6% - процент инфляции. Если будем хорошо работать, в ноябре еще повысим. Мы постоянно ремонтируем причалы, ведь до моего прихода сюда гендиректором 17 лет ими вообще никто не занимался. За последние 5 лет привели причалы в соответствующий вид. Крановое хозяйство, погрузчики тоже постоянно находятся в ремонте, новые покупать очень дорого. Техника старая, порой приходится делать спецзаказ на запчасти, которые уже сняты с выпуска. Но она в хорошем техсостоянии, люди работают. У нас же постоянный технический надзор ведется по порту, контрольные органы не дремлют.

- От непрофильных активов уже избавились?

- Самая большая головная боль – котельная, отапливающая, помимо портовых зданий, жилые дома по улице Фестивальная и часть Жилстроя. Управляющие компании, которые постоянно меняются, задолжали нам за тепло порядка 25 млн рублей.

- Вы же обращались по этой проблеме в мэрию Мурманска. Вопрос так и не решился?

- Нет. Сейчас перешли на прямые контакты с УК, но они – банкроты. Выиграли у них все суды, а что толку – там кроме ломаного карандаша и стула ничего нет. А мы-то топим, население снабжаем и теплом, и горячей водой, и несем большие убытки – вот здесь еще «сидит» наша зарплата. Я говорил о 21 млн рублей, которые надо дополнительно заработать в 2012 году на повышение оплаты труда, а порту должны за тепло 25 млн, и мы не знаем, как эти деньги получить. Парадокс. Если бы долги возвращали, я бы зарплату повысил еще в 2011 году. Но проблема не решается, и плохо то, что она не только наша, - это проблема всей страны.

Прежде всего я беспокоюсь о людях. Работники рыбного порта должны получать достойную зарплату. Я приложу к этому все усилия. Мы их в этом году дополнительно застраховали на оказание медицинских услуг. Санаторий предоставляем для лечения и отдыха третий год подряд. На территории порта, во втором грузовом районе, работает свой, оснащенный современной медтехникой, круглосуточный здравпункт. Там даже есть прибор для снятия кардиограммы. Терапевт, по договору с «Севрыбой», принимает пациентов через каждые 2 дня, очередей нет. Для людей стараемся, потому что главная ценность – это люди.

- Спасибо за беседу, и - успехов вашему предприятию.